Сыны Писания — караимы Крыма — 4

Увы, революция 1917 года прервала благосостояние и процветание караимов. Им, верноподданным российской короны, зажиточным купцам, промышленникам и белогвардейцам пришлось тяжелее, чем кому ли бы то ни было. Часть из них погибла в ходе бурных событий того времени, часть была раскулачена или расстреляна (в частности, известный художник М.Казас), часть, лишенная всего накопленного ранее имущества и возможности свободно исповедовать свою религию, была вынуждена влачить „почетное“ существование в стране победившего социализма. Один за другим у караимов отнимались их дома, библиотеки, памятники религии и культуры… Так продолжалось вплоть до времен перестройки — галичская караимская кенаса была уничтожена ради строительства девятиэтажного дома, ни много ни мало, в 1985 году. За годы советской власти, по целому ряду причин, караимское население Крыма сократилось от практически 8,5 тысяч в 1912 году до 800 человек по данным переписи 1989 года. Помимо демографического упадка, советская власть нанесла также тяжелейший удар по своеобразной культуре и религии крымских караимов — лишь немногие из них способны ныне общаться на татарском диалекте, практически полностью утратив также знание древнееврейского, в каковом были столь искусны их предки.

Во всем мире на настоящий момент проживает около 30 тысяч караимов. Любопытно, что большинство караимов, проживающих на настоящий момент на территории Крыма, России, Польши, и Литвы, считает себя народом тюркского происхождения, караимы Израиля, Египта, Турции и США причисляют себя к представителям еврейского населения, в то время, как среди караимов Франции есть сторонники обоих подходов. В связи с тем, что по современному законодательству государства Израиль караимы подлежат закону о репатриации, за последние годы достаточно большое число караимов, проживавших на территории бывшего Советского Союза, выехало в Израиль.

По последней переписи населения Украины (2001), в Крыму насчитывается 671 караим (0.03% населения автономии), а всего по Украине 834 человека. СXIXвека караимы проживают в таких крымских городах, как Симферополь, Евпатория, Бахчисарай, Феодосия, Севастополь, Ялта, Керчь и Армянский Базар. На сегодняшний день по приблизительным оценкам Евпаторийская караимская община насчитывает около 260 человек, примерно столько же караимов живет в Симферополе, еще около 100 человек — в Феодосии, приблизительно 50 — в Севастополе, 30 — в Ялте, 50 — в Бахчисарае. На настоящий момент караимская община Крыма пытается возродить практически полностью утраченные за время атеистического диктата религиозно-культурные традиции. Особенно ярко этот процесс проходит в Евпатории, где на настоящий момент вновь стал действовать один из молитвенных комплексов и находится в процессе реставрации другой (к сожалению, следует отметить, что, на наш взгляд, далеко не все традиции, в особенности, те из них, которые связаны с религиозными практиками, удалось восстановить в той форме, в какой они существовали до революции). Большинство из современных крымских караимов — люди с высшим образованием, работники науки, культуры, образования.

Так вкратце выглядит история караимов, одной из самых любопытных этно-конфессиональных групп Крымского полуострова, рассказанная сухим языком фактов и сведений, почерпнутых из исторических источников. Постоянно уменьшающейся караимской общине нашего полуострова остается лишь пожелать найти силы сохранить свою своеобразную этническую культуру и религию в неотвратимо надвигающемся ХХI веке, веке усиливающейся глобализации и еще большей девальвации духовных ценностей прошлого.