БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ

Знакомьтесь: новый раввин Михаил Капустин. В Объединении общин прогрессивного иудаизма Украины появился новый раввин. Теперь вместе с Александром Духовным в прогрессивных общинах Украины будет работать Михаил Капустин

Для меня большая честь и привилегия - войти в число русскоязычных раввинов, работающих в странах бывшего Советского Союза. Я бы хотел поделиться с вами своей еврейской историей, которая привела меня в раввинат, и, конечно же, сказать несколько слов о моих первых впечатлениях о работе в общине прогрессивного иудаизма города Харькова.

Я родился в 1980 году в Оренбурге. Моя мама работала учителем, а папа служил в ВМФ. В детстве мне приходилось переезжать с места на место в связи со службой моего отца. Я жил в Оренбурге, Петропавловске-Камчатском, Поти (Грузия). В 1991 году моя семья, спасаясь от гражданской войны в Грузии, переехала в Керчь (Крым).

Когда я был ребенком, мои родители никогда не напоминали мне о моей национальности. Однако "друзья", с которыми я играл в футбол и хоккей в Оренбурге, однажды решили мне напомнить об этом. Они довольно искренне поведали мне о том, что мы, евреи, пьем кровь русских младенцев на Пасху. Единственное что я мог тогда сделать - прийти домой и спросить маму, правда ли то, что я только что услышал. Мне тогда было восемь лет. Когда мне исполнилось одиннадцать, отец впервые привел меня в синагогу в городе Поти. В синагоге мне все казалось новым и интересным, но это ничего не значило для меня ни с религиозной, ни с духовной стороны. Я знал, что я еврей, но не мог понять, что это значит.

Летом 1997 года я стал участником проекта Сохнута, посвященного 50-летию независимости государства Израиль. 200 участников из стран СНГ побывали в Афинах, в лагерях смерти в Польше, совершили круиз из Греции в Израиль, где провели более двух недель. В эту поездку я поехал "подготовленным", прочитав заранее двухстраничный (!) буклет, где предельно кратко рассказывалось о еврейской истории и традициях за последние три тысячи лет. Участвуя в программе, я, несомненно, узнал намного больше о еврейской истории, культуре и традиции, но в моем сердце все еще не было места для иудаизма.

Вернувшись домой, я начал читать различные еврейские книги и постепенно понял, что вся еврейская цивилизация уходит своими корнями в иудаизм. Следующим летом я сопровождал группу детей из Керчи в ортодоксальный лагерь в Севастополе. Этот лагерь дал мне возможность познакомиться с иудаизмом еще ближе. Однако мое светское сознание не могло принять установку: если я не выполняю определенных ритуалов, то не считаюсь евреем! Я не мог понять, почему моя религия диктует мне, что нужно делать, чтобы быть хорошим евреем, не предоставляя при этом свободы выбора.

Через месяц после ортодоксального лагеря я был приглашен в прогрессивный студенческий лагерь в Белоруссии. Единственной целью моей поездки было увидеть разницу и сделать для себя выводы. Разница оказалась столь очевидной, что ее сложно было не заметить. У меня был выбор, и я абсолютно сознательно выбрал плюрализм, равенство полов и демократию. В связи с этим я ушел из Крымского института экономики и хозяйственного права (юридический факультет), несмотря на успешную учебу, и поступил в Махон (программу для подготовки лидеров общин прогрессивного иудаизма в СНГ). По окончании года учебы в Махоне я вернулся в Керчь, где работал в общине прогрессивного иудаизма в качестве духовного лидера и фактически выполнял работу раввина. В частности, вел все службы в Субботу и праздники, проводил курс изучения Торы, готовил детей к Бар/Бат Мицве, проводил похороны и часто оказывал людям духовную поддержку в различных аспектах их жизни. В какой-то момент я задумался: а почему я не могу делать это на более высоком профессиональном уровне и посвятить свою жизнь обучению людей еврейским ценностям и духовной помощи им? Для этого мне было необходимо продолжить обучение и стать раввином.

В 2000 году я поступил в Лео Бек колледж в Лондоне - институт подготовки прогрессивных раввинов, в котором я проучился пять лет, включая год в Израиле. Учеба в Лондоне была не из легких, но у меня не было и тени сомнения, что я выбрал правильный путь. В июле 2005 года я окончил Лео Бек колледж и получил смиху раввина.

В настоящий момент я работаю в еврейской общине прогрессивного иудаизма города Харькова. Трудно сказать, сколько людей ассоциирует себя с нашей общиной, потому что здесь еще нет фиксированного членства. Тем не менее нашу общину регулярно посещают 30-40 человек. Это преимущественно студенты и молодые люди до 30 лет, но я надеюсь привлечь больше людей среднего и пожилого возраста. Мы уже заявили о нашей деятельности в городе, когда к нам на празднование Рош а-Шана пришли более ста человек, включая директора "Джойнта" в Харькове Ширу Гениш, администратора Израильского культурного центра Семена Кека и директора Харьковского "Гилеля" Юлию Потоцкую.

В настоящий момент мы открываем (возобновляем) программы изучения Торы, курсы гиюра, а также лекции по еврейским ценностям, истории и археологии Израиля и множество культурных программ, среди которых танцевальный и театральный кружки, клуб любителей кино, клуб интеллектуальных игр и даже еврейская команда КВН.

Кроме того, в ближайшем будущем мы планируем начать программу переписки между молодежью нашей общины и общин-побратимов в США. Если у нас будет достаточная финансовая поддержка, мы надеемся начать программу Бар/Бат Мицвы, программу воскресной школы и детского сада.

У меня большие ожидания от предстоящей работы, и я надеюсь, что они не окажутся иллюзией. Здесь, в Харькове, есть команда, которая состоит из интересных людей, способных делать невероятные вещи, чтобы привлечь евреев в общину. Я надеюсь, что в ближайшем будущем жизнь в Харьковской общине прогрессивного иудаизма, как, впрочем, и в других 30 общинах прогрессивного иудаизма (моя работа не ограничивается только Харьковом) станет еще более прогрессивной и интересной.

Михаил Капустин, раввин общин прогрессивного иудаизма Харькова и Украины