Слово Торы: «ве-зот hа-Браха»

Недельная главаВ начале главы р. Бехаи разъясняет знаменитое определение нашего учителя Моше – «Человек Б-жий (иш hа-Элоhим — איש האלהים)».

«По простому смыслу – величие пророчества в Имени «Эло-hим», ведь и в начале пророчества своего в кустарнике открылся ему этим Именем.

По объяснению из Мидраша «человек Б-жий» — это человек-судья, как сказано (о Моше): «Справедливость Б-га делал, и суды свои с Исраэлем», поскольку говорил (как указано в Талмуде, трактат Санhедрин, лист 6): «Пробьёт суд гору!»(т.е. нужно, не идя на компромисс, до конца добиваться справедливости). Сказал р. Йеуда, сын Симона (цитата из Мидраша): «Почему называется «человек Б-жий»? Как муж (другой перевод слова «иш») – если хочет отменить обещания жены, отменяет, а если хочет подтвердить – подтверждает, как сказано (Бамидбар, 30): «Муж её подтвердит, и муж её отменит», так Моше словно бы говорит Святому, благословен Он: «Восстань, Б-г!.. Вернись, Б-г!..»

И ты должен осознать, какова идея этого Мидраша: ведь поскольку пророчество Моше выделялось из потенциала Милосердия (рахамим — רחמים), протягивавшегося к действию, Писание уподобило Моше и Качество Суда воздействующему и принимающему, ибо тот, кто прилепился к какой-то вещи, называется именем её (т. е. Моше – Именем Милосердия, дающего начала).

И согласно каббалистическому объяснению, обычай Писания – упоминать слово «человек», «муж» (т.е. активное начало) рядом с этим Именем, и никогда не употреблять рядом с Четырёхбуквенным Именем, перед которым всегда говорится слово «раб» (который пассивен – принадлежит хозяину и получает от него), и так сказано и про Моше (в конце главы): «Моше, раб Б-га (употр. Четырёхбуквенное Имя)».

В этом тонком комментарии в результате столкновения «простого смысла» и объяснения из Мидраша получается точное описание того Качества, того способа Б-жественного Управления, который представлял в мире наш учитель Моше. Сначала говорится, что все «величие пророчества» (т.е. пророчество в его осуществлённом, завершённом виде) – в Имени «Эло-hим», обозначающем Суд и Справедливость; потом – что пророчество «выделяется из потенциала Милосердия» (т.е. такова внутренняя суть, таков исток пророчества). Традиционно относимое к Моше качество «Нецах» (в переводе «победа» или «вечность») разъясняется именно как «Милосердие в оболочке Суда».  

Раввин Исроэль Зельман