Слово Торы: главы «Ве-зот hа-Браха» — «Брешит»

Недельная главаЗавершается Свиток Торы прославлением Моше: «…не восставал пророк, подобный Моше… по всему страху великому, который сделал Моше на глазах всего Израиля».Начинается Свиток (и в праздник Симхат Тора начало Свитка читается сразу после его окончания) со слов «в начале сотворил Б-г небо и землю». Искать смысловые связи между окончанием и началом Свитка – давняя традиция.

Пишет р. Меир-Симха («Мешех Хохма»): «В Храме в праздник Суккот во время «черпания воды» (и возлияний на жертвенник) присутствующие «черпали пророческий дух»(как разъяснено в Йерусалимском Талмуде, трактат Сука). И даже те, кто не был готов к пророчеству, могли получить эту удивительную способность: как разъясняется (там же – Йерушалми, Сука), Йона «сбежал от Лица Б-га», не желая пророчествовать для города Нинве, именно потому, что получил пророческий дар в Суккот, находясь в Храме и не будучи готовым к пророчеству…  

В конце Свитка сказано, что не было равного Моше «по всему страху великому», т.е.(как сказано в Пасхальной Агаде) – по открытию Присутствия Творца.

На это можно возразить: ведь не менее явное открытие Присутствия было в Храме в Йерушалаиме у царя Шломо! Данное возражение отклоняется так: чудеса Храма были связаны с самим его местом. Как написано в конце предпоследней главы Трактата Сука, отверстия жертвенника, куда сливали вино и воду, существовали с Шести Дней Творения, и поэтому тут же – сразу после последних слов Свитка – читается первое слово «в начале», т.е. «берешит (בראשית)», которое трактуется в Талмуде как «бара шит», т.е. «создал отверстие [жертвенника]». Открытие же Присутствия, которого удостоился Моше, было в пустыне, в месте, наоборот, неготовым для подобных великих откровений. И в этом смысле «не восставал пророк, подобный Моше».

Этим отрывком завершаются комментарии к Торе р. Меир-Симхи hа-Коhена из Двинска. Подходит к концу и наш годовой круг изучения Торы, совершённый благодаря упомянутому великому знатоку Торы. Но так же, как не заканчивается чтение Свитка (завершившись, тут же возобновляется), не заканчивается и его изучение, проникновение в его неисчерпаемые глубины.  

Раввин Исроэль Зельман