Слово Торы: главы «Ваякhель-Пикудей»

Недельная глава«Шесть дней пусть делается работа, а в день седьмой будет вам Святыня, Шабат отдыха для Бога: всякий делающий в нём работу умрёт. Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний».

Выделение одной из 39-ти запрещённых в Шабат работ разъясняет р. Бехаи: «Тут сказано, что не следует работать по Субботам во всех местах проживания евреев, и все субботние запреты обобщены в запрете зажигания огня. Ведь, как известно, большинство работ, которыми занимаются люди, совершаются именно посредством огня, поскольку огонь – причина этих работ и суть. Поэтому установили мудрецы в заповеди Авдалы (разделения Субботы и будних дней) на Исходе Шабата, с которой начинается разрешение всех работ, произносить благословение на огонь, ведь огонь был началом работ при Сотворении Мира, как сказано (в первый день творения): «И был свет».

И все четыре благословения Авдалы отмечены там (при описании творения). Благословение на вино в первом стихе «В начале создал Бог небо и землю» – в слове «земля», под которым подразумевается Райский Сад, где была виноградная лоза, и это – «вино, хранимое в виноградинах с шести дней Творения»(упомянутое в Талмуде, Санhедрин, лист 99, как «невиданная» награда Творца для праведников).

На благословение благовоний намекают слова «И дух Бога», потому что «запах (реах — ריח)» — посредством «духа (руах — רוח)», т. е. воздуха, который человек втягивает в нос.

На благословение огня намекают слова «да будет свет».

К благословению «разделяющий между святым и будничным» относятся слова «и разделил Бог между светом и между тьмой».

Получаем неожиданное, удивительное разъяснение Первого Дня Творения: поскольку создание мира началось с первого дня недели, то до него как будто бы была Суббота. И весь первый день прослаивается намёками на обряд Авдалы – разделения между Субботой и буднями, т. е. Создатель в Первый День Своей Работы перешёл от вечного Шабата, который был до Творения, к трудовым будням, и спрятал в процедуре Первого Дня Авдалу, разделяющую между Святым и Будничным. 

Раввин Исроэль Зельман