Слово Торы: главы «Ваякhель-Пекудей»

В первом стихе главы «Пекудей» излагается фундаментальный принцип строительства Переносного Храма, касающийся всех последних пяти глав второй книги Торы: «Вот пересчёты Скинии, Скинии Свидетельства, которые посчитаны с помощью Моше; служение левитов под руководством Итамара, сына Аарона-первосвященника». Известный вопрос: какое отношение к рассказу о подсчёте пожертвований, собранных на Скинию, имеет следующее за ним упоминание служения левитов?

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») сначала приводит отрывок из Мидраша, объясняющий выражение «Скиния Свидетельства». «Сказал р. Шимон, сын р. Йишмаэля: свидетельство это для всех живущих в мире, что есть прощение для еврейского народа (за грех золотого тельца)» (т.е. если бы Творец не простил евреям этот грех, то не расположил бы Своё Присутствие среди них).

Однако далее, сразу после этой фразы о Свидетельстве сказано о служении Левитов. Это означает, что хотя Творец простил евреев, всё-таки не вернул служение первенцам (сначала служителями Вс-вышнего были первенцы всех колен, а после греха тельца они были заменены на колено Леви). Как сказано в трактате Менахот (лист 109): «Жертва священника (коhена), который служил для идола, не принимается Б-гом», т.е. даже если служивший идолам священник полностью раскаялся, его служение в Храме уже никогда не будет принято Творцом: такой священник подобен увечному (бааль мум בעל מום), по Закону не участвующему в Храмовых службах. Это установление доказывается в Талмуде цитатой из 44-ой главы пророка Йехезкеля (там Творец говорит, что служившие идолам «да не приблизятся ко Мне, чтобы Мне служить»; т.е. даже если они приблизятся, совершат полное раскаяние, этого всё равно не хватит, чтобы вернуться к Служению в Храме).

Поэтому сразу после слов «Скиния Свидетельства», говорящих о прощении греха тельца, упоминается о службе левитов: последствия самого страшного коллективного преступления в нашей истории не были преодолены полностью…

раввин Исраиль Зельман