Слово Торы: главы «Тазрия-Мецора»

Недельная главаВ начале главы «Тазрия», говорящей о зачатии и родах, находим классический комментарий р. Бехаи о человеческой жизни: «Три мира проходит человек. Первый – в материнской утробе, и он называется «мир создания (олам hа-йецира — עולם היצירה)», по этому миру видны чудеса Творца и величие Его Деяний, и об этом сказал царь Давид: «Чудесны Деяния Твои», рассказывая о чуде существования и развития плода в утробе…

И это – мир, в котором человек пребывает ограниченное время – девять месяцев. Там нет ни разума, ни принуждения, и если бы было можно, остался бы там человек навсегда, ибо пропитание неизменно готово для него там, и выход оттуда – результат насилия и принуждения. Из-за этого, родившись, человек плачет и горюет, потому что мир, куда он приходит, – мир страдания и отчаяния (цаар у-меhума — צער ומהומה).

Однако у этого второго мира – нашего мира – есть преимущество, ибо вместе с телом человека растёт интеллект и прибавляется мудрость, вплоть до познания Всевышнего. Но и в этом мире человек пребывает ограниченное время, как сказано (Теhилим, 90): «Дни жизни нашей – семьдесят лет, а в силе – восемьдесят лет». И выход из этого мира – тоже результат насилия и принуждения, как сказали мудрецы («Пиркей Авот», гл. 4): «Против воли своей ты живёшь, и против своей ты умираешь».

В третьем мире – мире «будущем», после смерти – пребываем неограниченное время, и это – «мир воздаяния».

Из приведённого ясно: человек постоянно движется в сторону блага: в первом мире – полная темнота, во втором – тьма и свет вместе, в третьем – ничего, кроме света».

Отмечаем: выходы из миров, где темнота, из первого, где нет разума, и из второго, где царят страдания и отчаяние, сопряжены с «насилием и принуждением»: именно оттуда нас выталкивают вопреки нашим желаниям.

И хотя бы понятно, что нас так держит в первом мире (нет проблем с пропитанием), но во втором… Что нас так держит во втором…

Раввин Исроэль Зельман