Слово Торы: главы «Матот-Масэй»

Недельная глава«И скот многочисленный был у сынов Рувена и сынов Гада, могучий очень, и увидели они землю Язера и землю Гилада, и вот, место это – место для скота».

Желание двух колен не входить в Землю, остаться за Иорданом среди пастбищ, объясняет р. Бехаи: «Написано в Мидраше: только богатство, данное свыше, сохраняется. Два богача было в мире – Корах среди евреев и Аман среди народов мира, и оба пропали, ведь их богатство не было даром свыше, поскольку они сами схватили его себе. И подобное мы находим в отношении сынов Рувена и сынов Гада, которые были очень богаты, имели много скота, любили свои деньги, из-за чего осели вне Святой Земли, отделившись от собратьев из-за своих приобретений. Поэтому они были изгнаны раньше всех колен (ассирийскими завоевателями), как сказано (Диврей hа-Ямим-Алеф, 5): «И угнал рувенитов и гадитов…».

И об этом сказало Писание (Теhилим, 75): «Ибо не из выхода, и не с запада, и не от пустынь – возвышенности», — не оттого, что человек выходит и утруждается торговлей, идёт с востока на запад, создаёт богатство, и не оттого, что он скитается по пустыням, возвышается, об этом сказано: «Не от пустынь – возвышенности». Но что делает Святой, благословен Он? Берёт деньги у этого и отдаёт тому, как сказано (там же): «Ибо Б-г судит – этого принижает, а этого превозносит». И почему им дано название «имущество (нехасим - נכסים)»? Потому что они «скрыты (нихсим -  נכסים)» от этого и открыты для того.

И об этом сказало Писание (Коhелет, 10): «Сердце мудрого справа у него, а сердца глупца – слева у него», — это сыны Рувена и сыны Гада, которые сделали главное второстепенным, а второстепенное главным, поскольку полюбили своё имущество более своих душ…»

Во-первых, отметим, что имущество, «скрытое для одних и открытое для других», совпадает именно со словом «скрыты» (как известно, от большинства людей богатство скрывается…). А, во-вторых, оказывается, знаменитая загадочная фраза царя Шломо про сердца мудрого и глупца говорит о тех, кто ставит имущество «до или после души»: у стремящегося к мудрости «сердце справа» (в Храме справа стоял символ и источник Мудрости – Менора), а у глупца – «слева» (слева – напротив Меноры – стоял золотой Стол с хлебами – символ и источник богатства)…

Раввин Исроэль Зельман