Слово Торы: главы Беhар-Бехукотай

Недельная главаЗнаменитый Мидраш, приведённый в комментарии Раши (сказано в Торе, что заповедь Седьмого Года дана «на горе Синай», чтобы показать, что и все остальные заповеди со всеми их подробностями даны на Синае) р. Бехае трактует неожиданно.

Сначала он приводит комментарий Рамбана (учителя своего учителя), разъясняющий вышеупомянутый Мидраш, и отмечает, что «согласно этому комментарию (поскольку говорится о подробностях самой заповеди Седьмого Года) речь идёт о Вторых Скрижалях, потому что в первый раз (до греха тельца и прощения его, связанного со Вторыми Скрижалями) говорится только общий смысл Седьмого Года.

После этого р. Бехаи пишет: «И возможно сказать о смысле упоминания тут горы Синай, что поскольку народ Израиля слышал заповедь Шабата из Уст Творца на Синае, а Седьмой Год, и Пятидесятый Год (Йовель) – заповеди, следующие за Шабатом (и названные в Торе «Шабатом для Земли»), нужно было разъяснить тут, что и о Седьмом Годе, и о Пятидесятом сказано на горе Синай, ибо один смысл у всех этих трёх заповедей.

А по Мидрашу получается, что слова «на горе Синай» относятся и к предыдущему, и к последующему: к предыдущему, поскольку в конце прошлой главы «вышедший из лагеря сын еврейки и египтянина» проклял то Имя, Которое слышал на Синае, и к последующему – сказать, что все заповеди, как Седьмой и Пятидесятый год, даны на Синае».

По комментарию р. Бехаи получается, что можно дать не такое, как у Рамбана, объяснение – слова «на горе Синай» относятся именно к Первым Скрижалям, просто процесс привязывания всех заповедей к Седьмому году оказывается двухступенчатым. Сначала сами заповеди Седьмого Года и Пятидесятого (р. Бехаи поэтому и добавляет Пятидесятый) должны связаться с синайским Дарованием заповеди-основы, заповеди – источника всего, т.е. Законов Субботы. Вот из чего учатся все остальные указания Творца (и тут снимается вопрос, почему именно Седьмой Год – эталон для всех законов Торы). А потом уже Седьмой и Пятидесятый годы, выведенные из Шабата, данного на Первых Скрижалях, становятся примером для всего остального – как они, так и другие заповеди Торы даны на Синае, причём, источником всего является названный мудрецами «сердцем иудаизма» Седьмой День недели. 

Раввин Исроэль Зельман