Слово Торы: главы «Ахрей Мот»-«Кдошим»

Недельная главаНапомнив, что все четыре сына Аарона были приговорены к смерти из-за участия их отца в грехе золотого тельца, и Моше смог отмолить «только половину сыновей», р. Бехаи приводит поразительный отрывок Мидраша –пример традиционного аллегорического толкования Торы (комментируемый стих выделен синим).

«Когда Моше молился за спасение сыновей Аарона, Бог ответил ему: «Не так ли написано в Моей Торе (Шмот, 22): «За всякое совершение преступления – за быка, за осла, за овцу, за одеяние, за всякую потерю, о которой скажет, что оно это (т. е. укажет, что сторож прикарманил якобы потерянное), до судей дойдёт дело двоих: кого приговорят (букв. «объявят злодеем») судьи, заплатит дважды ближнему своему (т. е. вор, пойманный с поличным, платит в двойном размере)»?

«За всякое совершение преступления – за быка»,следует наказать, как сказано (Теhилим, 106): «И изменили Славе своей с образом быка (т. е. с золотым тельцом)». «За осла» — это египтяне, уподобляемые ослам, как написано (Йехезкель, 23): «Ибо плоть ослиная – плоть их», и это – «великое смешение (эрев рав — ערב רב)», вышедшее из Египта с евреями и ставшее причиной греха тельца. «За овцу», — это евреи, как сказано (Йирмия, 50): «Овца потерянная – Израиль». Ведь хотя иноплеменники начали грех, еврейский народ присоединился. «За одеяние», — ведь участвовали даже важные евреи, о которых сказано (Йешаяу, 3): «Одеяние – тебе, руководителем будешь у нас» «За всякую потерю» — поскольку весь народ был как потерянный в пустыне и искал вождя, как сказано (Йирмия, 50): «Скотом потерянным был народ мой» «О которой скажет, что оно это» — как сказано (о тельце): «Это бог твой, Израиль», и сказано: «Ибо этот Моше… не знаем, что стало с ним», «До судей дойдёт дело двоих» — это Моше, о котором сказано: «Вот, сделал Я тебя судьёй для фараона», и пришли к Моше, и рассудил их. «Кого приговорят судьи» — это Аарон, которого приговорил (букв.: «объявил злодеем») Моше, называемый судьёй, сказав: «Что сделал тебе народ этот, что ты привёл на него грех великий?!» «Заплатит дважды ближнему своему» — это два сына Аарона, которые умерли».

Откровение Мидраша: сам Моше, как судья, сначала установил вину Аарона, а потом пытался вымолить у Творца отмену приговора… 

Раввин Исроэль Зельман