Слово Торы: глава «Ваякhель»

Недельная глава«Шесть дней делается работа, а в день седьмой будет вам святыня, Суббота отдыха для Б-га, всякий делающий в нём (в день Субботний) работу умрёт. Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день Субботний».

Рабейну Бехаи разъясняет: «Предостерегая от работы и запрещая её в Шаббат, Писание говорит сначала, что «делающий работу умрёт», и тут подразумевается работа по построению Скинии (Переносного Храма). И поэтому не сказано «делающий всякую работу», как это говорится в других местах. А потом Писание предостерегает дальнейшие поколения, говоря: «Не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день Субботний», и тут как будто сказал не делать никакой работы. И обобщил все работы в работе зажигания огня, поскольку, как известно, большинство работ, которыми занимаются люди, делаются посредством огня, огонь является причиной и сутью этих работ.

И поэтому установили мудрецы на Исходе Субботы, когда начинается разрешение работать, благословение на огонь «Создавший виды огня», ведь огонь – начало работ при Сотворении Мира, как написано в первый день: «И был свет». И четыре благословения Авдалы отмечены там для всякого разумного. Намёк на благословение вина – в слове «земля» (из первого стиха Торы), под которым подразумевается «Сад», где был виноградник, и «вино, хранимое в виноградинах его с шести Дней Творения» (Брахот, 34). Намёк на благословение благовоний – в словах «Дух Б-га» (из второго стиха Торы: это же слово обозначает «ветер»), ибо запах (реах — ריח) проявляется посредством духа (руах — רוח), и это – воздух, который втягивает человек в ноздри… О благословении видов огня сказано: «Да будет свет», а о благословении «разделяющий между святым и будничным» сказано: «И разделил Б-г между светом и между тьмой», и пойми это».

Призыв понять комментарий связан, в том числе, с тем, что сначала р. Бехаи говорит, что первозданный «свет» (он же – «огонь», т.е. энергия) суть большинства работ человека, запрещённых в Шаббат, а потом пишет, что на разделение между святым и будничным намекает разделение между светом и тьмой, и тут именно свет, тот самый огонь соответствует святому. Запрет на работы в Шаббат отнюдь не означает, что работа – процесс будничный, недостойный святости Субботы. Наоборот, работы человека согласно их «светлой», «огненной» сути – обозначение святости. Той, от которой следует решительно отказаться в Субботу, заменив её другой святостью. Святостью недеяния.

Раввин Исроэль Зельман