Слово Торы: глава «Вайишлах»

Излагая историю убийств, совершённых сыновьями Якова Шимоном и Леви в городе Шхем, Тора отмечает: «И всех детей их, и всех женщин их пленили (шаву שבו)».

Недельная главаРаби Меир-Симха («Мешех Хохма») упоминает классическую дискуссию первых мудрецов («ришоним») о причинах жесткости Шимона и Леви: почему произошло это массовое убийство горожан в Шхеме?

По мнению Рамбама (раби Моше бен Маймон) жители города были убиты, потому что не наказали своего принца (Шхема) за изнасилование и кражу дочери Якова: все народы мира, в соответствии с их «7-ю Заповедями сыновей Ноаха», обязаны следить за осуществлением справедливого суда.

Рамбан (раби Моше бен Нахман) не согласен с этим подходом; по его мнению Шимон и Леви убивали горожан как злодеев-идолопоклонников, которые заслуживали смертной казни и без одобрения преступлений своего принца (и, как разъясняется в книгах «последних» мудрецов, основный смысл нападения Шимона и Леви на Шхем был в устрашении окружающих народов: все должны были увидеть, как семья Якова наказывает за насилие).

Раби Меир-Симха подмечает, что во многих отрывках Торы, где говорится о наказании самых больших грешников, казнили не только мужчин, но и взрослых (замужних) женщин: так было в описанной в Торе войне в Мидьяне, так устанавливается в законе о «городе идолопоклонников» (ир hа-нидахат עיר הנדחת).

И если мы придерживаемся точки зрения Рамбама (жители Шхема убиты как нарушители одной из 7 заповедей — установления судов), тогда понятно, почему в данном случае всех женщин, даже взрослых, Шимон и Леви оставили без наказания, ведь устанавливать суды — дело не женское. Но если сказать (в соответствии с другой позицией — Рамбана), что основание для убийства — все остальные злодейства горожан, возникает вопрос: почему Шимон и Леви пощадили взрослых женщин, которые, казалось бы, не уступали по злодейству мужчинам(тоже были идолопоклонницами).

На этот вопрос р. Меир-Симха не отвечает, из чего очевидно: он (не в первый и не в последний раз в спорах двух великих Моше — бен Маймона и бен Нахмана) склоняется к тому, что подход Рамбама более точен.

раввин Исраиль Зельман