Слово Торы: глава «Вайишлах»

Недельная главаВозвращаясь от тестя Лавана с жёнами, сыновьями и огромным богатством, праотец Яаков сообщил неправедному, ненавидевшему его брату Эсаву: «Так сказал раб твой Яаков: с Лаваном жил я и задержался до сего времени».

Рабейну Бехаи комментирует: «Как известно, отец Яакова Ицхак жил в Земле Негев (на юге Святой Земли), и по дороге домой Яакову предстояло пройти землю Эдом (где жил Эсав). Поэтому Яаков испугался Эсава, и поторопился послать к нему гонцов. А мудрецы наши схватили его (раскритиковали) за это, комментируя в Мидраше стих из «Притчей»: «Хватающий за уши собаку походя, вмешивается в ссору, не относящуюся к нему». Сказал ему Святой, благословен Он: «По дороге своей шёл, и послал к нему (к Эсаву) и сказал «раб твой Яаков»? Это – то, что сказано (Мишлей, 25): «Река загрязнённая и источник испорченный – праведник, колеблющийся перед злодеем». Яаков назвал Эсава «господин мой», научила Тора земному поведению – воздавать почёт власть имущим. Учитель наш святой (р. Йеуда hа-Наси) писал римскому царю Антонинусу: «Так сказал раб твой Йеуда». Ответил Антонинус: «Разве ты мой раб? Хорошо, если я стану твоим рабом в мире грядущем!» Сказал ему: «Я не лучше моего праотца, и ты не хуже своего праотца, ведь Яаков передал Эсаву «так сказал раб твой Яаков».

Как нередко бывает в комментариях мудрецов, р. Бехаи оставляет место для самостоятельной работы читателя: первая часть приведённого Мидраша обвиняет Яакова в самоуничижении перед братом-злодеем. Вторая же говорит, что у Яакова учился величайший мудрец и праведник талмудической эпохи.

Это противоречие, как представляется, вполне разрешимо. Теоретически поступок Яаков правилен: власть имущим (и в особенности опасным власть имущим) необходимо оказывать большое уважение. С другой стороны, верно и то, что каждый раз это может трактоваться как унижение праведника перед злодеем. Поэтому глубокие поклоны перед царями и министрами уместны или если властители – не злодеи (как в случае с Антонинусом), или если опасность очевидна, и нужно немедленно что-то предпринимать.

А поскольку, при очень строгом рассмотрении ситуации, посольство Яакова к Эсаву не подходило ни под один из этих двух вариантов, мудрецы Талмуда сочли возможным покритиковать отца-основателя народа.

Раввин Исроэль Зельман