Слово Торы: глава «Вайеце»

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») обращает внимание на два описания путешествия Яакова к будущему тестю, брату его матери — Лавану. В первый раз, в первой фразе главы — до видения лестницы и обращения Творца к Яакову написано: «И пошёл в Харан», а после видения и слов Создателя сказано: «И пошёл в землю сыновей востока (арца бней кедем — ארצה בני קדם)».

Недельная главаРаби Меир-Симха пишет: «Сначала Яаков шёл именно в Харан — в семью брата своей матери, чтобы ему там оказали помощь и поддержку, и не имел никакого другого намерения.

Однако когда Вс-вышний заверил его: «И охраню тебя, куда бы ты ни пошёл», Яаков более не смотрел только на Харан, и его надежда не была на семью брата его матери. Поэтому сказано, что Яаков пошёл «в землю сыновей востока» (а не конкретно в Харан), ибо шёл в любое место, какое представится, и всё — с одной мыслью, что во всяком месте охранит его Вс-вышний».

Из этого короткого комментария происходят важные следствия. Во-первых, видим, что пока Творец не сообщил Яакову прямо, что будет его охранять, надежды Яакова на помощь и поддержку были связаны именно с семьёй матери, т.е. Яаков не считал себя настолько праведным, чтобы полностью полагаться на помощь свыше без специального уведомления о ней.

 И, во-вторых, получается, что указание Ривки (из конца предыдущей главы) убегать к Лавану, чтобы спрятаться там от гнева Эсава, и последовавшее за этим указание Ицхака взять жену из дочерей Лавана явно не равноценны: т. е. в комментарии р. Меира-Симхи подчёркивается, что Ривка уговорила Ицхака послать Яакова жениться в дом Лавана именно чтобы спасти Яакова от мести Эсава. Иначе нельзя было бы сказать, что, услышав заверение Творца о защите, Яаков перестал воспринимать Харан как единственный пункт назначения — ведь Ицхак вроде бы приказал Яакову пойти именно туда — чтобы жениться. Раби Меир-Симха показывает: указание жениться возникло именно как способ спасти Яакова от Эсава, и поэтому, как только Творец сообщил праведнику о Своей Защите, путь Яакова в сторону востока потерял жёсткую привязку к дому Лавана. Разумеется, другие возможные варианты развития событий остались в теории, поскольку Яаков всё-таки оказался именно у Лавана после встречи с Рахелью…  

раввин Исраиль Зельман