Слово Торы: глава Вайеце

Недельная глава«И сказал Яаков Лавану: дай мне жену мою, ибо завершились дни моей [работы], и я войду к ней».

Классический комментарий, разъясняющий намерения Яакова, а также праматерей Рахели и Леи в их сложных отношениях, описанных в середине главы, даёт р. Бехаи: «Возможно объяснить, что фраза Яакова «и я войду к ней» происходила не от вожделения и нравственного недостатка, а только от интеллекта. Ибо нет интеллектуальной разницы между половыми органами и остальными, и только после греха и возникшей связи с вожделениями Адам и Хава решили прикрыть эти органы. А раз так, то намерение праотцов, подобных ангелам, не должно нас удивлять, ибо они намеревались пользоваться всеми органами тела, следуя при этом за интеллектом (и так надо понимать кажущуюся нескромной фразу Яакова).

Также и праматери Рахель и Лея, которые конфликтовали друг с другом из-за этого физического деяния (т.е. из-за близости Яакова), подразумевали именно это, поскольку знали благодаря пророческому духу, что двенадцать колен должны выйти из Яакова. И когда Лея говорила «мало тебе, что ты забрала моего мужа и т. д.», а Рахель отвечала «тогда пусть ляжет с тобой этой ночью и т. д.», и Лея выходила к Яакову навстречу, говоря: «Ко мне приди, ибо наняла я тебя и т. д.» — неизменно имелась в виду не погоня за вожделением, не дай Б-г, а только высшее намерение, связанное с упомянутым пророчеством.

И ясное доказательство этого – в комментариях мудрецов («Рахель, которая пренебрегла постелью Яакова, не удостоилась быть захороненной с ним, а Лея, которая стремилась к мужу, была вознаграждена рождением Иссахара»)… То, что награда и наказание даются только за заповеди или их нарушение, ясно указывает, что намерения праматерей во всех этих случаях были связаны именно с заповедями».

Общая мысль комментария вроде проста и ожидаема, однако доказательство – весьма интересно. Рабейну Бехаи утверждает, что если бы Лея думала не о заповеди, стремясь приобрести лишнюю ночь с Яаковом, то Б-г не дал бы ей награду за это. Ведь стремление жены к мужу – вещь естественная, не нуждающаяся в дополнительных поощрениях. Во всяком случае, так считалось во времена наших великих классических комментаторов, благословенна их память. 

Раввин Исроэль Зельман