Слово Торы: глава «Вайеце»

Недельная главаПокидая Святую Землю, праотец Яаков обещает Создателю: после благополучного возвращения «от всего, что Ты дашь мне, десятину отделю для Тебя». Выражение «отделю десятину» – удвоение (существительное и глагол одного корня) «асэр асрену (עשר אעשרנו)», из этого выводится в Талмуде (Ктубот, 67), что максимальное количество денег, которое разрешается отделить от прибыли на благотворительность – две десятины, т. е. двадцать процентов.

Сколько же отделять правильнее? Десять процентов (всем известную десятину) или двадцать (отдавать максимум)? Мудрецы разных времён считали по-разному (в частности, среди проголосовавших за «максимум» был сам Виленский Гаон).

Рабейну Бехаи, комментируя этот отрывок, приводит, что Яаков исполнил обещание отделить десятину во всём – даже от детей он тоже отделил для Всевышнего. Высчитывается это так: кроме двенадцати сыновей в число колен были включены сыновья Йосефа Менаше и Эфраим (как сказано в начале главы «Вайехи»), итого, пишет р. Бехаи, получается 14 потомков. Четверо первенцев от четырёх жён, поскольку первенец итак называется «святым», не входят в счёт, от них «отделять» не нужно. От оставшихся десяти Яаков выделил для Создателя третьего сына Леви (от него произошли все служители Храма).

Далее р. Бехаи «просто добавляет» к комментарию, что мудрецы Талмуда (в упомянутом отрывке трактата Ктубот) вывели из этого места, что «тот, кто транжирит (hа-мевазбез — המבזבז), пусть не транжирит более пятой части».

Именно перед цитатой из Талмуда, где сказано, что 20 процентов – это максимум, р. Бехаи приводит свой расчёт об «отделении святого» из потомков Яакова. И в этом просматривается трактовка приведённого талмудического Закона: если бы отделение 20-ти процентов было лучшим, предпочтительным, то Яаков, конечно же, отделил бы двух из десяти сыновей. Значит, основным, наиболее точным вариантом исполнения заповеди, по мнению р. Бехаи, является отделение именно десятой части, а уж если человек (по дословной трактовке выражения Талмуда) «транжирит», тогда максимум допустимой благотворительности – 20 процентов, иначе сам благотворитель превратится в нуждающегося…

Раввин Исроэль Зельман