Слово Торы: глава «Вайешев»

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») анализирует участие Йеhуды (четвёртого сына Яакова) в продаже Йосефа в рабство: как известно из текста Торы, именно Йеhуда предложил продать Йосефа, сказав: «Какая польза (ма бэца מה בצע), что мы убьём брата своего и скроем кровь его?»

Недельная главаСначала приводится мнение другого р. Меира — одного из величайших законоучителей-составителей Мишны — из Талмуда, трактат Санhедрин, лист 6. Раби Меир там разъясняет стих из 10-го Псалма Давида: «И пользующегося (боцеа בוצע) благословивший — унизил Б-га»: «Всякий, кто благословит Йеhуду (за то, что он придумал продавать Йосефа) — унизит Б-га».

Разъясняет р. Меир-Симха: «Хотя деяние Йеhуды завершилось прекрасно (Йосеф стал руководителем Египта и спасителем для всей семьи в годы голода), братья действовали во зло (и хороший конец этого не отменяет). Именно на это указал и сам Йосеф, уже открывшись братьям: «Вы думали обо мне зло» (далее сказано, что «Б-г продумал его во благо»)…

 И, как представляется, р. Меир (чьё мнение приводится в Талмуде) считал, что поскольку Йосеф защищал сыновей Билги и Зилпы (как приводит Раши в начале главы, сыновья Леи не относились с должным уважением к сыновьям Билги и Зилпы), выходит, что эти четыре сына не хотели Йосефа убивать и не воспротивились бы, даже если бы Йеhуда пожелал вытащить Йосефа из ямы и вернуть его домой к отцу. И тех сыновей Леи, которые считали нужным наказать Йосефа, было тоже четверо (Шимон, Леви, Иссахар, Зевулун) — исключая Йеhуду, который колебался, и старшего Рувена, который, как прямо написано в Торе, хотел вернуть Йосефа к отцу, однако временно отлучился (в момент решения о продаже Рувена не было среди братьев). Получилось, что именно слово Йеhуды оказалось решающим: он мог или присоединиться к 4-ём сыновьям Билги и Зилпы (т.е. спасти Йосефа и вернуть отцу), или согласиться с остальными сыновьями Леи, требовавшими сурового наказания. И Йеhуда предложил промежуточный вариант: и не казнить брата, и не освобождать.

Из этого комментария видим, почему сразу после истории с продажей, видя великое страдание отца, браться обвинили во всём (и даже отлучили от себя, фактически выгнали из дома) именно Йеhуду: ведь от его решения зависело, куда склонится чаша весов.

раввин Исраиль Зельман