Слово Торы: глава «Вайешев»

Недельная глава«И взяли его, и бросили его в яму, а яма пуста, нет в ней воды». Момент перед продажей Йосефа р. Бехаи объясняет так: «По простому смыслу, даже если бы там было немного воды, можно было сказать, что яма пуста, поэтому подчёркнуто: «Нет в ней воды», т.е. там вообще не было воды. И прокомментировали мудрецы (почему после слов «яма пуста» добавлено, что «нет в ней воды»): «Воды нет в ней, а змеи и скорпионы есть в ней»… 

Рабейну Там объяснил, что мудрецы вывели это из отрывка о пустыне (Дварим, 8), о которой сказано: «Нет в ней воды», и там же говорится о «змеях и скорпионах». 

И написал р. Моше бен Нахман (Рамбан), что братья не видели этих змей, потому что иначе они бы увидели, что змеи не жалят Йосефа, и им бы стало ясно, что ради Йосефа совершено чудо, т.е. его заслуга спасёт его от их рук, и как же они притронутся к Избраннику Б-га (Мешиах Ашем - משיח השם)?.. 

А в Мидраше (Мидраш Раба) сказано о стихе «и яма пуста», что «опустела «яма Яакова», поскольку его сыновья не знали Тору, которая сравнивается с водой, как сказано (Йешаяу, 55): «Всякий жаждущий пусть идёт к воде». И не знали они, что написано в Торе (Дварим, 24): «Когда обнаружится человек, ворующий душу из братьев своих, сынов Израиля, и надругался над ним, и продал его, то умрёт вор этот», а они продали брата своего». 

Цитате из Мидраша удивится любой, кто знаком с традиционным отношением к сыновьям Яакова, «коленам Б-жественным», чьи имена носил на нагруднике и плечах (на камнях Эйфода) первосвященник Храма: эти люди, основатели нашего народа «не знали Торы», не знали о существовании запрета продавать соплеменника? 

Чтобы разъяснить это, нужно определить понятие: «знание» традиционно трактуется не только как «удерживание информации в памяти». Ведь по второму значению (весьма распространённому в Танахе), слово «знать», «познавать» означает вступать в интимную близость, т.е. быть внутри познаваемого

Для настоящего знания Торы необходимо не просто «помнить содержание», «держать его в голове», но и «находиться внутри», т.е. существовать в рамках законов Торы. Обосновав для себя и приняв решение продать брата, сыновья Яакова вывели себя, свою жизнь за рамки Закона. Это и означает, что они не знали его.  

Раввин Исроэль Зельман