Слово Торы — глава «Вайера»

Встретив трёх ангелов, праотец Авраам пригласил их в гости и обещал накормить: «И возьмёте кусок хлеба (пат лехем פת לחם), и поддержите сердца свои, потом (ахар אחר) — уйдёте…»

Недельная главаРаби Меир-Симха («Мешех Хохма») неожиданно упоминает мнение р. Элиэзера, жившего 9 веков назад во французском г. Мец (столица Лотарингии), и доказывавшего (в «Сефер Йереим» — «Книге Б-гобоязненных»), что по Торе (деорайта דאורייתא) обязанность читать послетрапезную молитву «Биркат hа-Мазон» наступает только если человек не только наелся, но и вдоволь напился.

Приведём цитату (из «Сефер Йереим»): «Устанавливается закон в соответствии с мнением р. Меира (Талмуд, Брахот, лист 49), считавшего, что по закону Торы съеденный кусок хлеба размером с маслину (ка-заит כזית) требует прочтения послетрапезной молитвы. Следовательно (по трактовке упомянутого р. Меира) выражение «и насытишься» (из стиха Торы: «И поешь ты, и насытишься, и благословишь Б-га…») означает «напьёшься» (т.е. «поешь» подразумевает в Торе еду, а «насытишься» — питьё, которое завершает насыщение). Значит, по Торе еврей не обязан читать послетрапезную молитву, пока не утолит жажду (даже если утолён голод; конечно, молитву всё равно следует прочесть, но в этом случае обязанность будет меньше — не по самой Торе, а только по Закону, установленному мудрецами Талмуда). Поэтому некто, кто ел с другими евреями, которые и поели, попили, а он — поел, но не попил (хотел пить, но, например, кончились напитки), не может прочесть молитву вслух для всех — так, чтобы свою обязанность исполнили остальные участники трапезы (ведь у него, не попившего, обязанность меньше: он должен читать молитву только по закону Мудрецов Талмуда, остальные же сотрапезники — по Закону самой Торы!)».

«Поэтому, пишет р. Меир-Симха, Авраам сказал гостям, что если они торопятся, то он даст им только поесть, а не попить — чтобы гости могли сразу, не задерживаясь для долгой молитвы, продолжить путь; ведь написанное в Торе слово «ахар» означает «сразу после», в отличие от слова «ахарей» (чьё значение — «по прошествии значительного времени»).

P. S.

Как известно из талмудического трактата Эрувин, Авраам соблюдал (добровольно) все установления Закона — как самой Торы, так и будущие талмудические. Тут получается, что гости Авраама (ангелы) должны были читать молитву в случае, если обязанность её читать — по Закону самой Торы (а не только по установлению мудрецов Талмуда). Видимо, связано это с тем, что, как правило, установления мудрецов помогают человеку не ошибиться в исполнении законах Торы (это называется «оградой» для Закона Торы); ангелы же, которым не свойственно ошибаться, как людям, попав в наш мир, исполняли основной Закон, однако не нуждались в устрожениях мудрецов…

раввин Исраиль Зельман