Слово Торы: глава «Вайехи»

Недельная глава«И жил Яаков в земле Египта семнадцать лет. И приблизились дни Исраэля умирать». Употребление двух имён нашего праотца разъясняет р. Бехаи: «То, что упоминаются то Яаков, то Исраэль, всё – с намерением известным, ибо имя «Яаков» говорится о качествах тела, в делах телесных в мире этом, ведь он назван Яаковом потому, что «рука его держится за пятку Эсава» (т.е. за часть тела). А имя Исраэль говорится о качествах души, как сказано (когда было дано это имя): «Ибо боролся ты с ангелом».

И всё-таки невозможно человеку устранить совсем качества телесные, не пользоваться ими, поскольку без них не выживет, а намерение (при назывании именем Исраэль) было показать, что качества души должны быть главными. И поэтому сказали мудрецы (Йерушалми, Брахот, 11): «Не то, что устранится имя Яаков со своего места, а то, что Исроэль – главное, а Яаков – добавку к нему».

И поэтому Писание упоминает обычно Яакова, говоря о делах материальных, телесных, а Исраэля – говоря о вещах тонких, духовных. Так, говорят «Исраэль» по поводу мужчин, а «Яаков» по поводу женщин (в обращении Моше к евреям перед Дарованием Торы). И так начинается глава – со слов «и жил Яаков», говорящих о материальной жизни в этом мире, а имя Исраэль упомянуто, когда говорится о смерти, ибо смерть тела в этом мире – это жизнь души в мире лучшем. Поэтому сказано: «И сказал Исраэль Йосефу: вот, я умираю», и также сказано «и поклонился Исраэль», «и усилился Исраэль», когда речь идёт о смертном ложе…

А то, что упомянуто имя Яаков во фразе «и позвал Яаков сыновей своих» (чтобы дать благословение на смертном ложе), это из-за этого, что покинуло его Присутствие Б-га (когда он хотел открыть сыновьям тайну будущего Спасения), и могучей властью, присущей качеству души, является способность видеть Лицо Присутствия».

Последний абзац этого обобщающего комментария передаёт глубокую, непростую мысль. Говоря о смертном ложе праотца, Тора называет его только Исраэль. Однако перед кульминацией всего, перед благословением сыновей появляется имя Яаков, указывающее на телесное. Оказывается, это произошло потому, что в ту минуту праотца покинуло важнейшее, сильнейшее свойство души – способность ощущать Присутствие Б-га. Поэтому, несмотря на близость смерти и величие момента, происходящее «опустилось» на уровень телесного, перестало называться «духовным».  

Раввин Исроэль Зельман