Слово Торы: глава «Ваикра»

Разъяснение смысла жертвоприношений, р. Меир-Симха («Мешех Хохма») излагает в качестве вступления к третьей книге Торы (где принесение жертв и вообще храмовая служба, как известно, центральная тема): «Мудрецы прошлого спорили о смысле жертвоприношений. «Путеводитель» (т.е. Маймонид в книге «Путеводитель заблудших») сказал, что цель жертвоприношений — отдалить сердце человека от идолопоклонства (в те времена принесение жертв было привычно, и приносились они идолам; чтобы отход от идолопоклонства был плавным, практика жертв была сохранена, они просто были переориентированы на Вс-вышнего). Рамбан и его сторонники сказали, что цель жертв — «сблизить все силы миров», и это — деяние энергетическое и духовное (электри рухани עלעקטרי רוחני), т.к. благодаря действию Коhена, приносящего жертву, происходит возвышение духовных миров(усиление, укрепление духовной структуры мироздания).
 

И, может быть, следует разделить («леhахриа» [להכריע], т. е. букв.: решить, учитывая оба мнения): жертвы на личном жертвеннике (бама במה) существовали только чтобы отдалить от прежних (таких же), приносившихся идолам; а жертвы в Храмеприносились, чтобы соединять высшие силы. Источник этой мысли — в Талмуде (Звахим, 113): «Нет «благоухания приятного (реах нихоах ריח נחוח)» на жертвеннике личном» (т.е. «приятности» для высших миров от личных жертв не было). И из-за этого ясно то, что сказал р. Натан (Недарим, 22): «Давший обет подобен построившему личный жертвенник и т.д.». Ведь личный жертвенник — средство от идолопоклонства, а если человек пользуется им во времена Храма, то грешит (личные жертвенники были разрешены только до построения Храма), поскольку может и должен принести жертву в Храме. Так и дающий обеты — пытается ограничить себя от чего-то, но добавляет грех, поскольку Тора уже достаточно оградила его.

И благодаря этому открылась мне тайна понимания отрывка Талмуда на 10-ом листе трактата Мегила. Там сказано, что даже по мнению, согласно которому при разрушении Храма была утрачена первоначальная Святость Земли Израиля, личные жертвенники всё равно запрещены. Ведь, как указано в трактате Йома, мужи Великого Собрания при построении Второго Харма закляли и отменили дурную страсть, совращавшую на идолопоклонство. А значит личные жертвенники, отучавшие от идолов, уже не нужны…»

раввин Исраиль Зельман