Слово Торы: глава «Ваикра»

Недельная глава«Душа, если согрешит по ошибке в одной из всех заповедей Б-га, которые не делаются, и сделает (т.е. нарушит) одну из них».

Эту формулировку, начинающую законы жертв, приносимых за грехи, разъясняет р. Бехаи: «Из-за того, что мысль – в душе, и она грешит, упоминает тут душу. И смысл употребления слова «душа», как сказано (Берешит, 2): «И стал человек душой живой», — в том, что «человек» — это соединение тела и души. И таково слово «душа (hа-нефеш — הנפש)» — это соединение тела и души, ибо заслуга и грех пребывают вместе, и каждый [элемент] отдельно (т.е. отдельно тело и отдельно душа) не имеют действия, чтобы удостоиться или получить наказание.

И в этом смысл написанного: «И направлю Я Лицо Своё на душу, съедающую кровь». Мы понимаем, что тело ест и пьёт, а сказано: «душа съедающая», и это доказывает, что словом «душа» называется соединение тела и души… И также сказано тут: «Душа, если согрешит по ошибке, и сделает», слово «и сделает (ве-аса — ועשה)» стоит в мужском роде (а слово душа имеет ж. род), и сразу далее сказано: «Если Священник-помазанник согрешит», ибо тут говорится о соединении тела и души.

Правда, иногда мы находим, что только тело называется словом «душа», как сказано (Бамидбар, 23): «Пусть умрёт душа моя смертью праведных», хотя к душе неприменимо понятие «смерть»…

Перечисление грешников начинается с Первосвященника (потом упоминается Санhедрин, потом царь и все остальные), чтобы подвигнуть людей к раскаянию. Ведь согласно высокому уровню человека отягощается ответственность за грех, и поймут простые евреи, что если Первосвященнику, которому вообще не пристало грешить, заповедано приносить жертву за грех, и Вс-вышний всё-таки равно его прощает, то тем более будет принято раскаяние простых евреев…»

В очередной раз отмечаем, что человек называется «душой», также видим, что участие «мысли», «души» в действии человека является решающим – вплоть до того, что р. Бехаи пишет: «Грешит душа», ведь без её участия действие совершенно неосознанно, и не может привести к «заслуге или наказанию».

Раввин Исроэль Зельман