Слово Торы: глава «Ваэтханан»

Недельная глава«С небес слышал ты Голос Его, чтобы воспитывать тебя, и на земле видел ты Огонь Его великий, и Слова Его слышал ты изнутри Огня, — и за (ве-тахат - ותחת) то, что полюбил отцов твоих и выбрал потомков их после него (ахарав - אחריו), и вывел их перед Собой (бе-фанав - בפניו) силой великой из Египта».

Рабейну Бехаи разъясняет тонкости: «Слова «избрал потомков его» касаются Яакова, третьего из праотцов (хотя начало фразы о всех праотцах), не сказано «избрал потомков их», чтобы не включить в эту категорию Эсава, Ишмаэля и остальные народы (произошедшие от Авраама и Ицхака). И поэтому сказано далее (Дварим, 10): «Только отцов твоих возжелал Б-г, чтобы любить их, и выбрал потомков их после них, — вас», т. е. раз сказано «потомков их после них», нужно было сказать: «вас», исключая Эсава и Ишмаэля. И слово «за» (во фразе «за то, что полюбил»: в прямом переводе получается «вместо» или даже «под тем, что полюбил») в таком виде встречается в Торе только дважды – тут и в стихе (Шмот, 24): «И под подножием Его – подобное деянию сапфирового кирпича и т. д.», что намекает на указание Мидраша на то, что «праотцы – они являются Б-жественной Колесницей» (земными проводниками Высшего Замысла, и поэтому в том стихе сказано о «Б-жественном подножии», а в этом – о праотцах).

Слова «и вывел их перед Собой» по простому смыслу указывают на то, что Б-г вывел их Сам, подобно сказанному (Шмуэль-Бет, 17): «И Лицо Твоё идёт в битве» (т. е. Ты Сам помогаешь побеждать). Согласно же Мидрашу эта фраза указывает на Качество Гнева Его (каасо - כעסו), как сказано (Шмот, 33): «Лицо Моё пойдёт», т. е. что при Исходе Б-г гневался на египтян…»

Во-первых, видим, что даже в простом смысле стиха не должно остаться иллюзий для Эсава и Ишмаэля, поскольку по принятой талмудической трактовке из слов «в Ицхаке назовётся твоё потомство» выводится, что, как минимум, потомством Авраама ни Ишмаэль, ни Эсав не являются.

А, во-вторых, р. Бехаи просто для примера, по ходу даёт удивительное разъяснение ответа Творца на просьбу Моше «не покидать еврейский лагерь» после греха золотого тельца: фраза «Лицо Моё пойдёт и успокою тебя» вроде бы должна пониматься как мягкое согласие остаться с народом. Рабейну Бехаи утверждает, что тут «Лицо» — указание на Б-жий Гнев. Т.е., соглашаясь пребывать среди евреев, Творец пока не поменял Своего Отношения: прощение ещё надо было заслужить. В связи с этим понятно почему написано, что только в Йом Кипур после третьих 40 дней на Синае Б-г «простил с радостью». 

Раввин Исроэль Зельман