Слово Торы: глава «Ваэтханан»

Недельная главаВ начале главы р. Бехаи приводит удивительную цитату из Мидраша, где разъясняется просьба Моше впустить его в Святую землю. 

«Сказал Моше перед Святым, благословен Он: Властелин Мира! Ты назвал меня рабом, как сказано (Бамидбар, 12): «Не таков раб Мой Моше». Я – раб и Ливьятан – раб. Я молю Тебя, и он молит Тебя, как сказано (Иов, 40): «Увеличит ли для Тебя моления, заговорит ли с Тобой мягко». Мольбу Ливьятана услышал Ты и заключил с ним договор (брит — ברית), и исполнил его, как сказано: «Заключит ли договор с Тобой». И я – раб, и сказал Ты мне (Шмот, 34): «Вот, Я заключаю договор», но Ты не выполняешь его! А сказал Ты (Дварим, 32): «И умри на горе, на которую ты поднимешься». И не только это, но ещё Ты написал в Торе Своей (Шмот, 21): «И если скажет раб: люблю я хозяина своего, жену свою и детей своих, не выйду на свободу», не хочу умирать, «и приблизит хозяин его к судьям… и будет рабом его навеки», и Ты не осуществил этого со мной! Прошу Тебя, услышь, Б-г, песню мою и не скрывайся от моления моего! Сказал ему Святой, благословен Он: «Достаточно тебе. Владелец спора твоего (твой противник) и владелец осуждения твоего (твой оппонент) уже вынес тебе приговор, что ты умрёшь: Адам, который съел от Дерева, наложил смерть на всех…» 

Разумеется, в кратком комментарии эту цитату не разобрать. Отметим, что Ливьятан, традиционный символ Судьбы, сопутствующего человеку Звёздного Предначертания (от слова «левия», «сопровождение») имеет свой «договор» с Творцом, означающий, что в подавляющем большинстве случаев Судьба неизменна. Моше называет себя таким же рабом Б-га, как Ливьятан, ибо его явление в истории мира так же обязательно, как существование самой Судьбы. Почему же «договоры» должны отличаться? Моше, как сама Судьба, должен существовать всегда. И, кроме того, в самой Торе для раба предусмотрена возможность личной просьбы «остаться у хозяина», пусть не в самом лучшем и подобающем для еврея месте, но – на службе, в случае Моше – в земной жизни, в материальном мире, где только и можно служить Творцу, исполнять Его предписания, и «раб Б-га» хочет воспользоваться этой возможностью. 

И Создатель не отвечает Моше по существу вопросов. Он согласен с аргументацией величайшего из пророков. Если бы не «оппонент» Моше Адам, тот, кому удалось оспорить саму Судьбу, т.е. привести в мир свободу выбирать зло и совершать его, человек имел бы возможность стать полноценным, неизменным элементом структуры мира – в полном смысле «вечным рабом Б-га»…

Раввин Исроэль Зельман