Слово Торы: глава «Ва-йигаш»

Недельная глава«И приблизился к нему Йеуда и т.д.». Монолог Йеуды, обращённый к ещё неузнанному Йосефу с просьбой отпустить Биньямина и заменить его на самого просителя выглядит кроткой мольбой.

Рабейну Бехаи, однако, приводит потрясающий обмен репликами из Мидраша (цитируется сокращённо): «Встал Лев против Быка. Йеуда называется львом, как сказано (Берешит, 49): «Отпрыск льва Йеуда», Йосеф называется бык, как сказано (Дварим, 33): «Первенец быка – красота его». «Пусть промолвит раб твой слово в уши господина своего», — пусть войдут мои слова тебе в уши! За то, что фараон задержал у себя на одну ночь прабабушку Биньямина (Сару), был поражён великими язвами: берегись, чтобы тебя так не поразило! Мать Биньямина умерла от проклятия его отца(когда Яаков проклял того, кто украл идолов Лавана – см. главу «Вайеце»), берегись, чтобы не пало на тебя проклятие! Двое из нас разрушили Шхем из-за девушки – и разрушим весь Египет из-за юноши, тем более – Биньямина, в чьём наделе будет построен Храм!.. «Как ты, так и фараон», — что он, что ты – обещаете и не исполняете: ведь ты собирался только посмотреть на Биньямина! Что фараон, что ты – оба вожделеете к юношам!.. Я клянусь жизнью моего отца-старца, а ты – жизнью фараона-злодея! Если выну свой меч из ножен, наполню трупами весь Египет!» «Если вынешь свой меч, я оберну тебе его вокруг шеи!» «Если открою рот, то проглочу тебя!» «Если ты откроешь рот, я заткну его камнем!»… Решили братья разрушить Египет, и когда Йосеф увидел это, сказал: откроюсь им, чтобы не разрушили Египет, и сразу сказал: «Я – Йосеф».

Удивительный Мидраш требует разъяснений. Допустим, Йеуда говорил громко Йосефу тот текст, который в Торе, а тихо – чтобы слышал только Йосеф – разъяснял реплики так, как сказано в Мидраше. Однако и сам агрессивный настрой Йеуды, и детали ошеломляют. Во-первых, проклятие Рахели, укравшей идолов отца, почему-то может пасть на Йосефа – видимо, из-за обвинения Биньямина в краже кубка (в конце прошлой главы): если кто-то ложно обвиняет ближнего, его должно ждать то наказание, которое полагалась оклеветанному человеку. Во-вторых, появляется новая деталь – Йеуда обвиняет Йосефа в нездоровом интересе к Биньямину (ведь он хочет заполучить самого младшего и красивого из братьев). В-третьих, нужно расшифровать перепалку с мечом и камнем. Тут, видимо, Йосеф противопоставляет Йеуде свои главные особенности: «меч» как символ Эсава должен быть сильнее у Йосефа, ведь, согласно пророку Овадии, именно колено Йосефа повергнет Эсава; камень же намекает на снятый Яаковом с устья колодца при входе в Харан: это было сделано только ради Рахели, матери Йосефа, а не ради Леи, матери Йеуды. 

Раввин Исроиль Зельман