Слово Торы: глава «Ва-йигаш»

Недельная глава«И целовал всех братьев своих, и плакал над ними, и после этого говорили братья с ним. И голос послышался в доме фараона, говорящий: пришли братья Йосефа…»

Кульминацию истории Йосефа и братьев р. Бехаи комментирует с помощью отрывков из Мидраша, которые кажутся противоречащими друг другу. «И в Мидраше сказано (о фразе «и поцеловал всех братьев своих»): учит, что каждого из них целовал и плакал. И так же, как Йосеф умиротворял (пиес — פיס) братьев своих только во время плача, так и Спасение придёт к евреям только во время плача, как сказано (Йирмияу, 31): «В плаче придут, и в мольбах поведу их»…

И ещё в Мидраше (о фразе «и голос послышался в доме фараона»): поскольку узнали братья Йосефа, то захотели убить его. Спустился ангел и разбросал их по четырём сторонам дома. В тот час завопил (цавах — צוח) Йеуда голосом великим, и пали стены всех рынков Египта и случился выкидыш у всех беременных, и упал Йосеф со своего трона… как сказано (Иов, 4): «Рёв льва и глас зверя и т.д.», т.е. то, что сказано: «И голос послышался в доме фараона», — это голос Йеуды, как сказано (Дварим, 33): «Слушай, Б-г, голос Йеуды».

Почему после описания сцены слёзного примирения р. Бехаи приводит из Мидраша, что братья узнали Йосефа и захотели его убить? Конечно, в тот момент это было нетрудно сделать, поскольку Йосеф специально (перед началом откровенного разговора с братьями) приказал всем удалиться, но как понимать эту последовательность событий?

Чтобы попытаться ответить на это, нужно заметить ещё одну деталь. Мидраш сообщает, что «спасение к евреям придёт во время плача» (что выглядит как наказание) – именно потому, что «Йосеф целовал братьев и плакал». В этом плаче Мидраш усматривает недостаток: по всей видимости утверждается, что Йосеф плакал не от радости, а из-за страшных воспоминаний о страданиях, причинённых братьями.

Видимо, именно из этого элемента «примирения» братья сделали негативные выводы, и в этом смысле следует понимать фразу «узнали братья Йосефа», того прежнего Йосефа, с которым конфликтовали, т.е. почувствовали угрозу, мучительную обиду, скрытую за поцелуями. Именно из-за этого братья решили уничтожить опасность или хотя бы (после вмешательства свыше) так «подать голос», чтобы весь город осознал великую силу новоприбывших из Израиля…

Раввин Исроэль Зельман