Слово Торы: глава «Ва-йешев»

Недельная глава«И Исраэль любил Йосефа более всех сыновей своих, ибо сыном старости был для него, и сделал ему одеяние цветное (ктонет пасим — כתונת פסים)».

Рабейну Бехаи подробно разъясняет деталь с «цветной одеждой», ставшей одной из главных причин ревности братьев к Йосефу.

«Это было великолепное одеяние (бегед меулэ — בגד מעולה), подобное тому, о котором сказано: «Одеяние плетёное» (сказано об одеждах первосвященника), и к этому приревновали братья. И из-за этого прокомментировали мудрецы (Шабат, 10): «Вовеки пусть не отличает человек сына среди сыновей». И одеяние это было началом причин, приведших в итоге к порабощению тел евреев в Египте, а далее – к десяти убиенным римлянами (приговорённых римским сановником в качестве «представителей» десяти братьев, совершивших смертный грех продажи Йосефа в рабство), ибо ведь и тело – одеяние души (ктонет hа-нефеш — כתונת הנפש).

Определение одежды, слово «пасим»… происходит от слова «жребий (паис — פיס)», поскольку братья бросали жребий, какой из четырёх традиционных казней воспользоваться, как сказано: «И замыслили его убить». И когда продали Йосефа, тоже бросали жребий, кому пойти к отцу с одеянием, окунутым в кровь козла (см. продолжение главы), и пал жребий на Йеуду, который сказал: «Узнай, пожалуйста, [это ли одеяние сына твоего]». И поэтому Йеуде было сказано (в продолжении главы в истории с Тамар в момент публичного позора Йеуды): «Узнай, пожалуйста, перстень и нити, и посох этот». И когда сказал Йеуда Яакову: «Одеяние сына твоего», у Яакова прекратилась жизнь (паску хаяв — פסקו חייו), поэтому прекратились жизни двух сыновей Йеуды (Эра и Онана – см. продолжение главы), как сказано (Йирмияу, 32): «И оплачивает грех отцов с помощью их сыновей после них»…

Как всегда, в толковании р. Бехаи имеются тонкости. Во-первых, в том, что одеяние Йосефа приравнивается к одеянию священника – намёк на причину ревности братьев: именно выделение Йосефа как главного духовного наследника отца было причиной недовольства остальных. Во-вторых, приводится, что Талмуд осуждает выделение, выбор одного ребёнка из остальных: выбор, сделанный праотцом Яаковом, считается неверным, как будто лишённым смысла; поэтому и название одеяния, показавшего этот выбор, происходит от слова «жребий», т.е. указывает на бессмысленную выборку…

Раввин Исроэль Зельман