Слово Торы: глава Ва-йера

Недельная глава«И сказал: «Г-споди (Адо-най — אֲדֹנָי)! Если я нашёл милость в Глазах Твоих, пожалуйста, не уходи от раба Своего!» (Берешит, 18:3) «И сказал: вот, пожалуйста, господа мои (адонай — אֲדֹנַי), сверните, пожалуйста, к дому раба вашего» (Берешит, 19:2). Сравнивая два написания слова «Адонай» (оно может означать Имя Б-га, как в стихе, где говорит Авраам, а может – «господа мои», как в стихе, где Лот обращается к ангелам), р. Бехаи комментирует всю систему огласовок.

«Согласно мудрости огласовок (хохмат hа-некудот — חכמת הנקודות) «Камац» (אָ– так выглядит эта огласовка под буквой «алеф») – уровень великий и первый для «семи движений», а именно: «Камац» (звук «а»), «Патах (אַ)» (звук «а»), «Цейре (אֵ)» (звук «е»), «Сегол (אֶ)» (звук «е»), «Холам (אֹ)» (звук «о»), «Шурук (אוּ)» (звук «у»), «Хирик (אִ)» (звук «и»). Ибо из этих семерых строится и устанавливается Тора. Они называются семью произношениями (hаварот הברות) или «семью голосами», о которых сказал царь Давид в псалме о Даровании Торы («Голос Б-га над водами и т.д.», где семь раз упомянут «Голос»), потому что вся Тора основывается на них… И о них сказал царь Шломо (Мишлей, 9): «Выбила столбов своих семь», ибо они – те столбы, на которые опирается всё здание. И разница между «камац» (с этой огласовкой получается Имя Б-га) и «патах» (с которой получается «господа мои») — в одной точке, и она намекает на [центральную] точку реальности, т.е. Святой Храм, находящийся в середине и уподобленный точке. И хотя кажется, что «камац» и «патах» одинаковы, и движение у них одно (обе – звук «а»), это не так. Есть разница между ними в произношении, ибо звук «камаца» очень высок, а звук «патаха» — ниже его, ибо «камац» в слове указывает на уровень великий, на то, что вещь стоит сама по себе, не опираясь ни на что. Например (согласно грамматике), если слово написано отдельно – «Ковчег» (אָרוֹן) оно пишется с «камац», если же зависит от следующего слова – с «патахом»: «Ковчег Завета» (אַרוֹן בְּרִית). И поэтому в огласовках Имён Б-га ты найдёшь только «камац»…

Из этого урока лингвистики не только видим, насколько наполнен смыслом любой элемент грамматики Святого Языка, но и отмечаем, что «всё здание» Торы стоит на гласных звуках, то есть на произнесении её слов, — а значит на том, чего в самой Торе невозможно увидеть – ведь огласовки в Свитке Торы не приводятся…

Раввин Исроэль Зельман