Слово Торы: глава «Цав»

Недельная глава«Вот Закон Всесожжения («hа-ола», т.е. букв. «поднимающейся [жертвы]»), она – Всесожжение на костре, на жертвеннике, и огонь жертвенника будет горящим на нём… И огонь жертвенника будет горящим на нём, не погаснет… Огонь постоянный на жертвеннике, не погаснет»

Закон о жертве Ола (единственной сжигаемой целиком, чьё мясо не достаётся даже священникам-коhенам), пишет р. Бехаи, учит четырём важнейшим вещам.

Первое – тому, что это жертва – самая важная, именно потому что полностью посвящена Творцу, и, как учится из Книги Иова, несёт искупления мыслям человека, т.е. источнику всех действий, с том числе – преступных.

Второе – что для настоящего Служения перед Создателем и сам человек должен быть целостным, как эта жертва, оставить всякую гордыню и самолюбование, как сказал царь Шломо (Мишлей, 25): «Не красуйся перед царём». Это мы видим и в поведении великих раввинов, которые ради заповеди радости праздника Суккот веселились в Храме, не заботясь о своём почёте.

Третье – чудо, происходившее с жертвенником, на котором постоянно был огонь, и тонкое медное покрытие не портилось и не плавилось, и поэтому сказано об огне жертвенника второй раз.

Четвёртое – величина наказания для злодеев страданиями в Геhиноме, и поэтому сказано об огне жертвенника в третий раз: поскольку жертвенник – место и знак искупления, а злодеи искупления не пожелали, намекает из-за этого Писание, что они будут наказаны «огнём постоянным, который не погаснет».

А в Мидраше написано, что слово «Ола» намекает на Рим, который «поднялся», возгордился, но будет низвергнут, поскольку участь каждого гордящегося – наказание огнём, так был наказан Сдом (Брешит, 19), и фараон египетский (Теhилим, 18), и ассирийский завоеватель Санхерив (Йешаяу, 10).

Оборотная сторона искупления огнём – наказание огнём. Жертва всесожжения указывает на обе возможности, выбор за человеком.

Раввин Исроэль Зельман