Слово Торы: глава «Цав»

Недельная глава«Вот Закон (зот hа-Тора — זאת התורה) для всесожжения, и для [мучного] приношения, и для грехоочищения, и для повинности, и для подготовительных [жертв], и для жертвы мирной».

Это перечисление р. Бехаи сопровождает обобщающим комментарием о жертвоприношениях: «Сказали мудрецы, что всякий занимающийся главой о всесожжении – как будто принёс всесожжение, занимающийся главой о [мучном] приношении – как будто принёс его и т.д. То есть когда размышляет человек о разъяснении отрывка – на что он намекает, тогда открываются глаза разума, и из этих отрывков о жертвах человек понимает чудесные вещи, благодаря чему будет больше стараться исполнять заповеди, и его грехи простятся, как будто принёс жертву. Ибо нельзя сказать, что достаточно для этого только прочесть голые предложения отрывка без размышлений о них…

И знай, и пойми, что видов жертвоприношений девять: всесожжение, [мучное] приношение, грехоочищение (хатат — חטאת), повинность (ашам — אשם), благодарность (тода — תודה), мирные (шламим — שלמים), первенец (скота), десятина (скота), пасхальная жертва. И ты знаешь, что число девять – завершение единиц, и завершение всего постигаемого, и нет постижения выше девяти. Поэтому жертвоприношений девять – показать, что жертвы приносятся только ради Главного Имени Творца…

И жертвы приносились на жертвеннике, который был высотой в десять локтей (Диврей hа-Ямим-Бет, 4), и место жертвенника во дворе Храма нельзя менять, как написано (Двирей hа-Ямим-Алеф, 22): «И это жертвенник для всесожжений у Израиля». И это – место, из которого создан первый человек, и там приносили жертвы его дети, и там же был связан для жертвы праотец Ицхак… При описании жертв праотцов слово «место» упомянуто девять раз. Когда же был разрушен Храм, провалилось (нивла — נבלע) это место, как сказал пророк Йирмияу (Эйха, 2): «Провалились в землю врата её», и в Свитке «Эйха»в слове «провалились» (таву — טבעו) буква «тет» (обозначающая число девять) написана мельче остальных – что намекает на провал места, упомянутого в Торе девять раз, и на прекращение жертв, которых девять».

Ещё раз – о том, почему в наше время нельзя приносить даже те жертвы, которые не требуют построения Храма…

Раввин Исроэль Зельман