Слово Торы: глава «Трума»

Изготовление главного предмета Переносного Храма — ковчега для хранения Скрижалей — описывается в главе так: «И покроешь его золотом чистым (заhав таhор - זהב טהור) - изнутри и снаружи, и сделаешь ему кромку золотую вокруг. И отольёшь для него четыре кольца золотых и поместишь на четыре стороны его… И сделаешь шесты из дерева Шитим и покроешь их золотом«.

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма«) отмечает, что только о самом ковчеге (его внешней и внутренней стенке), а не о кромке, кольцах и шестах сказано, что золото должно быть чистым.

Раби Меир-Симха пишет: «Очищение золота — это внесение его в горнило (т.е. очищение огнём: в Йерусалимском Талмуде, трактат Шкалим, подробно описано, как царь Шломо при изготовлении Меноры для Храма многократно прокаливал, очищал золото). И это занесение в печь подобно выделке кожи (природный материал подвергаются улучшающей обработке). Поэтому сам ковчег — как пергамент, на котором пишется Тфилин (т.е. на котором написаны свитки, закладываемые в коробочки из прессованной кожи), и там требуется «выделка во имя» (т.е. такую кожу предписано выделывать осозненно — с намерением посвятить получающийся пергамент именно записи свитков Тфилина).

В то время как кромка и шесты подобны коже «домов» (так называются коробочки, в которые вкладывают пергаменты), которая по мнению Рамбама не требуют выделки «во имя» (и хотя остальные законодатели спорят с этим мнением, в очередной раз видим, что р. Меир-Симха поддерживает именно подход Маймонида). Связано это с тем (как приводится в «Разъяснениях» Виленского Гаона к «Своду Законов»), что в данном случае выделка кожи не обязательна (ведь она предназначена не для писания, а для прессования и превращения в коробочки), и даже более того: коробочки будут крепче, если их кожу не подвергать обработке. Поэтому ни кромка, ни шесты не нуждались в специальном обжиге «во имя святости ковчега».

Во-первых, отмечаем само замечательное сравнение Тфилина (коробочек со свитками) с Ковчегом (шкафом со скрижалями); а, во-вторых, подчеркнём, что само выражение Торы «чистое золото» р. Меир-Симха понимает именно как «дополнительную обработку во имя грядущего изделия». Золото становится чистым не просто в результате температурного воздействия: нужно иметь правильное намерение, посвящающее металл его будущему использованию.

раввин Исраиль Зельман