Слово Торы: глава «Трума»

Недельная главаГоворя о трёх упоминаниях «возношения», «трумы» в начале главы, р. Бехаи добавляет многое к традиционному талмудическому комментарию, говорящему о трёх видах возношений – для построения Переносного Храма, для серебряных подножий его столбов и для покупки постоянных жертвоприношений.

«Они соответствуют трём «возношениям», с помощью которых вознёсся мир – Мудрости (Хохма — חכמה), Пониманию (Бина — בינה) и Знанию (Даат — דעת), как написано (Мишлей, 3): «Б-г с помощью Мудрости основал землю, устанавливает небеса с помощью Понимания, с помощью Знания бездны разверзлись». И намёк на это – именно в строительстве Переносного Храма, поскольку он равновесен Сотворению Мира.

В соответствие с этим отдали сыны Израиля три возношения, и из них два святых, а одно – будничное (поскольку третье – т. е. пол шекеля, сданные каждым на приобретение жертвоприношений, были искуплением для сдающих за грех золотого тельца). И в соответствие с этим было предписано сынам Израиля принести три возношения при входе в Землю Израиля – два святых (оба – для священников-коhенов) и одно – будничное (т. е. отделение халы от теста, практикуемое даже вне Святой Земли).

И чтобы указать на связь строительства Переносного Храма с Сотворением Мира, сказано про строителя – Бецалеля: «И наполню его Духом Б-га, Мудростью, Пониманием и Знанием» (и прокомментировали на этом основании наши мудрецы, что «умел Бецалель соединять буквы, с чьей помощью созданы небо и земля»).

Отмечаем, что три высших интеллектуальных качества названы «трумот», «возношениями» (т. е. именно интеллектуальное способно превознести, возвысить творение), и что одно из них (как понятно из контекста – последнее) намёком названо «будничным» по сравнению с остальными (ведь в нём, т. е. в качестве Знания, Даат, как объясняют знатоки скрытой части Торы, уже находится «корень эмоциональной сферы», а примесь эмоций на этой ступени интеллекта как будто бы понижает уровень святости этого качества).

Разумеется, слова знатоков тайных областей Торы нуждаются в правильном понимании, и нет у нас права делать собственные умозаключения об этом, а лишь спрашивать у знающих, как верно понимать подобные рассуждения.

Раввин Исроэль Зельман