Слово Торы: глава «Толдот»

Недельная глава«И было, когда постарел Ицхак, потускнели глаза его…» Рабейну Бехаи цитирует из Мидраша все причины слепоты праотца Ицхака. «В Мидраше сказано, что из-за того, что брал взятки у Эсава (в Торе сказано, что Ицхак любил Эсава, потому что «дичь в устах его»), потускнели глаза Ицхака, как сказано: «Ибо взятка ослепляет глаза праведных», и это – предостережение для судей. Сказал р. Ицхак: «Если у этого, взявшего то, что ему были должны, — потускнели глаза, что же говорить о том, кто берёт то, что ему не должны?!»

Объяснение другое. «Потускнели глаза его» — чтобы забрал Яаков благословения (т.е. чтобы не Ицхак не мог узнать Яакова, пришедшего под видом Эсава).

Объяснение другое. «Потускнели глаза его» из-за идолопоклонского дыма, который воскуряли жёны Эсава.

Объяснение другое. «Потускнели глаза его», чтобы не выходил на улицу и не говорили: «Вот отец злодея». Сказал Святой, благословен Он, Я сделаю незрячими его глаза, и он будет всё время сидеть дома… Отсюда вывели: у всякого, кто устанавливает сына-злодея или ученика-злодея, тускнеют глаза. О сыне-злодее выводится из Ицхака, об ученике-злодее выводится из [ослепшего в старости] пророка Ахьи hа-Шелони (его учеником был первый царь Северного Царства, т. е. «Израиля», Яровам, поставивший идолов).

Объяснение другое. «Потускнели глаза его» из-за Шехины (Присутствия Б-га), поскольку когда был связан на жертвеннике, подсмотрел (hециц — הציץ) за Шехиной, и был приговорён к тому, чтобы потускнели его глаза. Но не желал Святой, благословен Он, наказывать его сразу…

И об этом говорит Писание (Йешаяу, 5): «Оправдывающие злодея вследствие взятки, и праведность праведников заберут у него», из-за того, что Ицхак оправдывал Эсава ради дичи, которая в его устах, забрали у него праведность праведника, т.е. то, что сказано о Моше (Дварим, 34): «Не потускнел глаз его и т.д.».

Отмечаем, что весь список причин начинается и заканчивается одним и тем же. Кроме того интересно, что главный комментатор Торы – Раши эту первую причину вообще не упоминает (приводя только 2-ю, 3-ю и 5-ю, причём последнюю – в более мягкой формулировке из другого Мидраша: не Ицхак «подсмотрел», а ангелы плакали, видя подготовку к жертвоприношению, из-за чего испортилось зрение Ицхака).  

Раввин Исроэль Зельман