Слово Торы: глава «Толдот»

Недельная глава«И был Эсав человеком, знающим ловлю, человеком поля (иш садэ — איש שדה), а Яаков – человеком целостным (иш там — איש תם), сидящим в шатрах».

Рабейну Бехаи разъясняет определения близнецов-основателей цивилизаций (европейской и еврейской): «Хотя они были близнецами, были зачаты одномоментно, в одном чреве, они – противоположности, все качества их различны, ведь Эсав тянулся за наслаждениями тела, а Яаков – за советом души. Поэтому написано об Эсаве «знающий ловлю», что является занятием бездельника (адам батель — אדם בטל), и того, кто гонится за вожделениями мира; а «человек поля» это как «человек земли» (как сказано о Ноахе, вышедшем из ковчега), и поэтому называется «Эдом», от слова «красный (адом — אדם)» и от слова «земля» (адама — אדמה), то есть Эсав был почвенным (афари — עפרי). И, как известно, внимание к еде, питью, развлечениям охоты, т.е. наслаждениям тела – причина пренебрегать Служением Б-гу… Путь Яакова, его качества противоположны этому, ибо «человек целостный» противоположен «знающему ловлю», а «сидящий в шатрах» противоположен «человеку поля». И ещё –всё, что Эсав хотел купить, Яаков хотел продать: погоня за физическими удовольствиями уподоблена чечевичной похлёбке (за которую Яаков купил у Эсава первородство – в том числе право Служения Творцу), и Яаков хотел продать, поменять сиюминутную земную жизнь на жизнь вечную».

В тексте р. Бехаи, как всегда, много тонкостей. Заявив о противоположности братьев, р. Бехаи пишет, что Эсав тянулся за телесными наслаждениями, но про Яакова не пишет, что он «тянулся за наслаждениями души»: тот, кто духовен на уровне эмоций, удовольствий, не может называться «целостным»; духовность Яакова была интеллектуальна: р. Бехаи подчёркивает, что Яаков шёл «за советом души». Ловля, охота объявляется «занятием бездельников», т.к. Эсав занимался ею именно для развлечения (а не, например, заработка): так охота использовалась во все времена. Поэтому «охотнику» Эсаву противостоит «целостный» Яаков: ему не требовалось постоянно ловить что-то вне шатра, он был самодостаточен… Важно сравнение Эсава с Ноахом (и потом – скрытое – с Адамом: слово «красный», т.е. «адом», так же пишется как Адам, чьё имя тоже образуется от слова «земля»; кроме того, Адам был создан из «праха земного», т.е. «почвы» (афар), к чему относится определение Эсава «почвенный»), это намёк на огромный, но неиспользованный потенциал Эсава, что подобно Ноаху, тоже обладателю великих возможностей, превратившемуся из «человека праведного» в «человека земли»…  

Раввин Исроэль Зельман