Слово Торы: глава «Тецаве»

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма«) упоминает спор первых мудрецов р. Авраама бен Эзры и р. Моше бен Нахмана (Рамбана) в связи с первыми словами главы: «И ты прикажешь сынам Израиля, и возьмут для тебя (викху эйлеха ויקחו אליך) масло помазания чистое, из дроблёных [оливок], для освещения — чтобы вознести свечу постоянную… закон вечный (хукат олам חקת עולם) для поколений их — от сынов Израиля«.

Недельная главаВ главе «Беhаалотха», объясняя связь закона о Меноре с завершением предыдущей главы, где сказано о пророчестве Моше, р. Авраам бен Эзра пишет, что Обращение Б-га к Моше бывало и ночью — когда горела Менора, хотя написано в главе «Шмот»: «Днём говорил Б-г с Моше«. Рамбан (на 100 лет позже) написал, что мнение р. Авраама бен Эзры противоречит Мидрашу: по своей сути пророчество Моше связано с дневными Обращениями, а не ночными снами, в которых Б-г являлся другим пророкам. Раби Ицхак дон Абарбанель (ещё через 250 лет) ответил на это, что Мидраш можно понимать и так, как р. Авраам бен Эзра: там сказано не про ночь, а именно про сны (Моше получал пророчество наяву в отличие от других пророков).

Раби Меир-Симха также упоминает позицию р. Авраама бен Эзры: «В соответствие с мнением р. Авраама, Обращение Творца к Моше бывало и ночью — когда горела Менора, поэтому написано «возьмут для тебя масло помазания«, ведь именно Моше получил пользу от зажигания Меноры. Представления человека при свете проясняются, и также сказано в Мидраше, что свет прибавляет радости (без которой, как известно из Талмуда, трактат Шабат, невозможно пророчество), и зажигание Меноры помогало Моше приготовиться к ночным Обращениям Творца.

С тем же связано и написанное в комментарии «Сефер Меират Эйнаим» (в Своде Законов «Хошен Мишпат», гл. 5): даже в тёмное время суток разрешается начинать судебное разбирательство по имущественным вопросам — если зажжены свечи.

А в конце фразы о Меноре написано «закон вечный от сыновей Израиля» (слово «закон» — «хок» — означает непознаваемый для человека закон), т.е. установление без познаваемого смысла — ведь для Б-га (в отличие от Моше) нет пользы от освещения: все сорок лет, наоборот, Создатель по ночам освящал путь евреям столбом огня».

раввин Исраиль Зельман