Слово Торы: глава Тецаве

Недельная главаО верхнем одеянии Первосвященника сказано: «И сделаешь на подоле его гранаты из голубой нити и пурпура и красной шерсти – кругом, и колокольчики золотые внутри их вокруг… И будет на Аароне – для служения, и послышится голос его (коло — קולו) при приходе его в Святыню перед Б-гом, и не умрёт».

Рабейну Бехаи разъясняет: «Научила Тора земному поведению человека, желающего зайти к царю, чтобы стучался в дверь сначала, и не заходил неожиданно – «царство земное по виду царства небесного». Ибо неожиданно заходящий в покои царя наказывается смертью, как сказано про Ахашвероша (Эстер, 4): «Кто не зван, один закон его – быть убитым».

И ещё (нужны колокольчики), чтобы дать знать, что Первосвященник заходит. И несмотря на то, что всё известно и ведомо перед Присутствием Б-га… смысл этого – чтобы не напали на него ангелы святые, если бы он зашёл неожиданно. И колокольчики – предостережение для ангелов, чтобы освободили во Славу Царя место для царского возлюбленного, чтобы тот вошёл и служил, уединившись с Царём… А на выходе его колокольчики были знаком призыва, как будто Первосвященник зовёт ангелов вернуться служить перед Б-гом, как раньше, ибо Первосвященник завершил служение и выходит.

И сказано «и не умрёт», чтобы указать, что если зайдёт без «голоса», неожиданно, то умрёт, ибо служители, которые там вокруг Присутствия, нападут на него, и разъяснено в Йерусалимском Талмуде (Йома 1:5), что слова Торы «и всякий человек не будет в Шатре Собрания при входе его для служения» означают что даже те, о ком сказано (Йехезкель, 1): «И подобие лиц их – лицо человека», не будут в Шатре Соборном, поэтому Первосвященнику было приказано дать слышать «голос» колокольчиков при входе… «В Святыню», а не в святую святых, поскольку при входе туда не требовался «голос», и не входил туда в золотых одеждах, а только в белых (льняных), и в этом – величие сынов Исраэля, что Первосвященнику не требовалось знаков призыва и разрешения, чтобы зайти в святую святых в Йом Кипур…»

Сначала разъяснено, как страшно заходить к Царю неожиданно, а потом говорится, что в святую святых (т.е. в самое святое место, «во внутренние покои Царя») – в заслугу еврейского народа, ради главного, что делалось для прощения народа в Йом Кипур – можно и нужно было заходить «без стука»…

Раввин Исроэль Зельман