Слово Торы: глава «Шофтим»

Недельная глава«Судей и надсмотрщиков поставь себе во всех воротах своих». Рабейну Бехаи разъясняет, к кому обращён этот приказ установить судей. Как известно, вся последняя книга Торы – предсмертная 36-дневная речь Моше, обращённая к соплеменникам. И, кажется, в первом стихе главы Моше обращается ко всему народу, говоря: «Судей и надсмотрщиков поставь себе». Однако р. Бехаи даёт иную трактовку.

«Моше проявил самопожертвование ради справедливости («аль hа-дин» [על הדין], т.е. букв.: «ради суда»), поэтому судьи названы во имя его, как написано (Шмот, 2): «И увидел мужчину египетского, бьющего мужчину еврейского… и поразил египтянина» (тогда ради справедливости Моше подверг себя смертельной опасности, поскольку, как приводится в Мидраше, за это самоуправство фараон приговорил Моше к смерти, и не отрубили голову будущему пророку только благодаря чудесному вмешательству Творца).

И также Моше проявил самопожертвование ради Торы и ради народа Израиля. Ради Торы, как написано (Шмот, 24): «И был там с Б-гом сорок дней и сорок ночей». Ради народа Израиля, как написано (в истории с золотым тельцом): «И теперь, если простишь грех их, а если нет, сотри меня из Книги, которую написал Ты!»

И поэтому все эти вещи названы именем Моше. Тора названа его именем, как написано (Малахи, 3): «Помните Тору Моше, раба Моего». Израиль назван его именем, как сказано (Шмот, 32): «Ибо развратился народ твой» (сказано Создателем после греха тельца), и также судьи названы именем его, как написано: «Поставь себе».

Во-первых, видим, что вся речь Моше всё-таки считается произнесённой Вс-вышним (ведь р. Бехаи показывает, что тут не Моше обратился к евреям, а Б-г – к Моше), что согласуется с Мидрашом, по определению которого во время речи Моше «Присутствие Б-га (Шхина) говорит изнутри его горла» и снимает проблему несоответствия первых четырёх книг, сказанных от Имени Творца, пятой, которая, как кажется, изложена от лица Моше.

Во-вторых, в очередной раз отмечаем, что вещь становится принадлежащей человеку, «называется его именем» не тогда, когда он её купил, захватил – т.е. взял себе, а когда вложил в неё все силы, пожертвовал собой ради неё – т.е. отдал себя ей.

Раввин Исроэль Зельман