Слово Торы: глава «Шмот»

Молодой Моше убил египтянина, который преследовал еврея. Далее как будто вполне ясно сказано, что именно из-за этого фараон, которому доложили об убийстве евреи Датан и Авирам, решил казнить Моше. Моше же, узнав об этом еврейском доносе, заключил: «Теперь узнана вещь!», т.е., как приводится в комментарии Раши, теперь понятно, почему Творец позволяет египтянам так угнетать евреев: угнетение — наказание за предательства.

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма»), ссылаясь на Мидраш «Ялкут Шимони», даёт неожиданное объяснение приговора, вынесенного фараоном.

«Вероятно фараону донесли не только о факте убийства, но и том выводе, который Моше сделал (будущий Господин Пророков открыто высказывал идею о наказании евреев-предателей порабощением).

Из этого видно, что по мнению Моше секреты евреев строго запрещается раскрывать фараону (и любому другому нееврейскому правителю).

Именно так в другом месте — в главе «Мишпатим» р. Меир-Симха разъясняет запрет Торы держать необрезанных нееврейских рабов, которые не придерживаются иудейского образа жизни: «эти рабы могут раскрыть кому-нибудь секреты своих хозяев».

Поэтому фараон и разгневался (когда услышал, что Моше открыто выступил против доносов, против передачи египетским властям ценной внутриеврейской информации).

Из данного комментария следует (и подобное, собственно, приводится в Мидраше, на который ссылается р. Меир-Симха: еврейские предатели сказали фараону, что «Моше унижает царскую власть»), что сам факт убийства некоего египетского надсмотрщика совсем не впечатлил фараона. Моше с детства жил в царском дворце, даже был недавно назначен, несмотря на юность, главным распорядителем дворца, и убийство какого-то мелкого чиновника ему не могло повредить. Однако когда он стал объяснять бедствия евреев нарушением запрета доносить властям, фараон так разгневался, что немедленно вынес своему фавориту смертный приговор…

раввин Исраиль Зельман