Слово Торы: глава «Шмот»

Недельная глава«И вырос мальчик, и привела его (кормилица) к дочери фараона, и он был ей сыном, и дала имя ему Моше, и сказала: ибо из вод вытащила я его».

Любовь дочери фараона к маленькому Моше р. Бехаи объясняет так: «Дочь фараона обнимала его и целовала его и не давала ему выйти из царского дворца, и также фараон обнимал его и целовал его, а Моше брал корону фараона с его головы и бросал на землю – в знак того, что сделает ему в будущем, когда вышел из дворца фараона и уничтожил его и царство его, и вышел огонь изнутри него (изнутри самого дворца фараона) и сжёг его, так как написано (Йехезкель, 27) о Хираме, царе Цура (который сначала помогал строить Храм, а потом «возгордился»): «И выведу огонь изнутри тебя, он пожрёт тебя, и брошу тебя во прах на землю перед глазами всех видящих тебя».

И так в будущем предстоит выйти из Рима царю-Машиаху, который разрушит его (разрушит империю, из которой выйдет), и об этом пророчествовал Йешаяу (гл. 27): «Там будет пастись телёнок, и там разляжется, и прикончит основы его».

В кратком комментарии – важнейшая идея: Машиах, спаситель народа, по аналогии с Моше, должен быть выходцем из вражеской среды.

Подобно первому вождю евреев, под чьим руководством народ избавился от египетского порабощения и обрёл Б-жественный Закон, последний вождь в истории, Машиах должен находиться в самом сердце вражеского лагеря, где его, по-видимому (как самого Моше), будет «обнимать и целовать» главный злодей поколения. Именно так, познав до глубины зло, избавитель народа сможет это зло искоренить.

Теперь хорошо и широко известно, насколько опасна эта идея. Из-за этой формулы – спуститься в глубину зла, чтобы потом воспарить оттуда ради исправления мира снизу доверху – самые известные в истории лже-мессии совершали ужасные преступления: ещё бы, ведь Машиах должен выйти «с колен фараона, который его целовал», должен опуститься на дно, чтобы потом подняться к небесам…

Разумеется, в Мидраше нигде не сказано, что Машиах, не дай Б-г, может или, тем более, должен быть нарушителем Законов Б-га. Но стоит чуть-чуть сместить акценты, и «великая идея греха из высших побуждений» немедленно кажется и логичной, и продуктивной…

Раввин Исроэль Зельман