Слово Торы: глава «Шмини»

Недельная глава«Вот животное, которое ешьте из всякого скота, который на земле».

Отрывок о кошерности животных комментирует р. Бехаи: «Если всмотришься в абзац этот и в абзацы, которые рядом с ним, найдёшь их упорядоченными порядком великим и намерением верным – по порядку Четырёх Основ (арба йесодот — ארבע יסודות) – снизу-вверх. Ибо уже знаешь ты, что порядок Основ сверху-вниз – Огонь, Воздух, Вода, Земля, и так упорядочил их Шломо (Мишлей, 30): «Кто поднялся в небеса и спустился, кто собрал воздух в ладони свои, и завязал воды в ткани, кто установил все концы земли».

Но в этих абзацах найдёшь ты их упорядоченными снизу-вверх. Ибо начал с основы Земли, как написано: «Это животное и т.д., которое на земле», и разъяснил всех разрешённых и запрещённых животных, которые связаны с основой Земли. А в абзаце втором упомянул основу Воды и разъяснил рыб разрешённых и запрещённых, и сказал: «Это ешьте из всего, что в водах». И в абзаце третьем разъяснил созданий Воздуха, т.е. птиц, и сказал: «Этих отвергните из птиц». И в абзаце четвёртом намекнул на основу Огня, который – четвёртая основа. И сказал об этом: «И это для вас нечистое среди насекомых, кишащих на земле и т.д. амфибия (hа-цав — הצב) по виду её», и один из видов амфибии – Саламандра (סלמנדרא), и это – существо, рождающееся из огня печи, горевшей семь лет подряд, и так растёт там, что если отделится на мгновение одно от огня, сразу умрёт, как рыбы, умирающие, если покинут воду…

И это прокомментировали мудрецы (в Мидраше): «Когда р. Акива доходил до этого стиха – «и амфибия по виду её», говорил (Теhилим, 104): «Как многочисленны деяния Твои, Б-г, всех их в Мудрости сделал Ты»! Создал Ты тварей больших в море, тварей больших на суше. Те, что в море, если выйдут на сушу, умрут, и те, что на суше, если войдут в море, умрут. Создал Ты тварей больших в огне и тварей больших в воздухе. Те, что в огне, если выйдут на воздух, умрут, и те, что в воздухе, если войдут в огонь, умрут…»

Отмечаем, во-первых, что в словах царя Шломо с основой Огня связывается небо (остальные Основы названы прямо, и только Огонь заменён на небеса), и, во-вторых, в очередной раз пытаемся примирить наши «безоговорочные научные познания» с представлениями основателей Устной Традиции об обитателях природного мира…

Раввин Исроэль Зельман