Слово Торы: глава «Ницавим»

Недельная главаОткровение из Мидраша, касающееся смысла и природы пророчества, излагает р. Бехаи в комментарии к отрывку главы о собрании всего народа в последний день жизни Моше: «И не с вами только я заключаю Союз этот и заклятие это. А с теми, кто есть тут с нами, стоя сегодня перед Б-гом Вс-сильным нашим, и с теми, кого нет тут с нами сегодня». 

Это означает, разъясняет р. Бехаи, что, поскольку вы стоите тут сегодня, я заключаю с вами этот Союз в этом поколении, но Союз заключается также и с теми, кого тут нет, ведь отец – корень, а сыновья – ветви, которые выходят из силы корня. Поэтому корень (т.е. народ поколения Союза) может привести к клятве последующие поколения. И разъяснили мудрецы, что все души созданы в начале творения, и только тела не созданы. И согласно этому объяснение стиха таково: «те, кого нет тут» — телесно, «с нами сегодня» — душевно… 

И так сказали мудрецы о пророках, что они приняли пророчества свои на Синае, но не было дано им право пророчествовать до их времени. Так сказано в Мидраше Танхума про пророка Малахи: «Ноша (маса [ משא ] – т. е. «груз пророчества») Слова Б-жьего к народу Израиля в руке Малахи», — т. е. что уже было это пророчество в его руке от горы Синай. 

И также сказал пророк Йешаяу (гл. 48): «Не сначала в тайне говорил я – со времени, когда там я был, а теперь Б-г Вс-сильный послал меня и дух мой», то есть что с горы Синай принял пророчество, но ему не было дано право быть посланным до его времени. 

Как приблизить к нашему пониманию то, что пророки всех времён получили свои пророчества на горе Синай? Речь, конечно, идёт о душах будущих пророков, которые находились у Синая, и там приняли Слово Творца. Однако ведь содержание всех пророчеств – например, пророчеств Йешаяу о судьбе Первого Храма, о походах ассирийцев, восхождении и падении вавилонской империи и т. д. – имеет не только привязку к далёкому будущему, но и связано с поведением всех людей мира (и получение таких пророчеств на Синае как будто совершенно программирует всю последующую историю). 

Видимо следует сказать, что получение пророчеств душами будущих пророков на Синае было сродни получению порции духовных сил, потенциальных возможностей, а само содержание пророчеств было непостижимо и скрыто до нужного времени, чтобы только в случае определённого развития событий истории, это содержание было обнародовано, и не мешало самим людям направлять историю.

Раввин Исроэль Зельман