Слово Торы: глава «Насо»

Недельная глава«И возьмёт Коhен воды святые в сосуде глиняном, из праха, который будет в почве Святилища, возьмёт Коhен и поместит в воду». О жидкости, которой поили подозреваемую в неверности жену р. Бехаи пишет: «Почему [так сказано]? Cпомощью воды, которая с небес, и с помощью праха, который из земли (делалась жидкость). Сказано в трактате Сота (лист 17): «Почему сказала Тора: принеси прах (земной) для подозреваемой женщины? Удостоится – выйдет из неё сын, подобный Аврааму, который сказал о себе (Берешит, 18): «Я прах и пепел». Не удостоится – вернётся в прах».

Прокомментировали мудрецы: «Откуда учим, что той мерой, которой человек отмеряет, отмеряют ему (т. е. за воздаяние точно соответствует поступку)? Сказано (Йешаяу, 17): «Той мерой при её отсылании поразил её» (т. е. когда египтяне отсылали народ Израиля, они были наказаны в той же мере, в той же степени, в которой мучили евреев). Мера за меру («сеа бе-сеа» [סאה בסאה]: слово «мера» в цитате из Йешаяу написано с удвоением корня, можно было написать «сеа» [סאה], а написано «саса» [סאסאה], из чего выводится, что мера преступления соответствует мере наказания).

Так в подозреваемой женщине: той мерой, которой меряла она, меряют ей. Она поила его (т. е. любовника) вином прекрасным в бокалах прекрасных, поэтому Коhен поит её водами горькими в сосуде глиняном; она стояла у двери дома, чтобы высмотреть его, поэтому Коhен ставит её у Ворот Никанора (одни из ворот Храма), и показывает её позор всем; она одела яркий платок на голову, чтобы покрасоваться (перед любовником), поэтому написано: «И растреплет голову женщины»; она накрасила лицо, поэтому лицо её позеленеет (от жидкости); она насинила глаза свои (синька – популярное древнее средство для глаз), поэтому глаза её вытаращатся; она кормила его яствами лучшими, поэтому её жертва – корм скотины (ячмень); она сделала всё тайно, а Б-г показывает её открыто, как сказано (Мишлей, 26): «Укроет ненависть во тьме? Откроется зло его публично!»

Глиняный сосуд намекает, что не восстанет с мужем при оживлении мёртвых, будет подобна разбитому глиняному сосуду(который не восстановить), пропадёт из этого и из будущего мира, ибо изменяющая мужу подобна тому, кто служит двух божествам…»

Необходимость использовать материал с небес и земли понятна в конце комментария: неверная жена грешит перед двумя – перед Б-гом и перед мужем. 

Раввин Исроэль Зельман