Слово Торы: глава «Мишпатим»

В начале главы приводится закон еврея, которого продают в рабство за воровство (когда у того нет денег, чтобы вернуть награбленное). В частности, как объясняется в Талмуде (трактат Кидушин), хозяин такого раба-еврея имеет право дать своему рабу рабыню-нееврейку, чтобы «плодить рабов» (ребёнок еврея и нееврейской рабыни, так же, как и ребёнок еврея и нееврейки, получает статус матери; и хотя обычному свободному еврею связь с рабыней запрещена Торой, для раба-еврея, чей духовный статус снизился, делается исключение: как объясняется в Талмуде, он должен работать на хозяина «не только днём, но и ночью»).

В Торе этот закон сформулирован так: «Если его господин даст ему жену (ло иша לו אשה), и та родит ему сыновей или дочерей, то жена и дети будут у её господина (останутся в рабстве), а он (раб-еврей) выйдет [на свободу] один (по окончании установленного Торой шестилетнего срока рабства)».

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма«) разъясняет: «Дело в том, что в женитьбе есть два аспекта. Первый в том, что человек, который не женится, «уменьшает Образ Вс-вышнего» (как приводится в Талмуде, трактат Йевамот, лист 63): ведь человек создан по Образу Б-га, и присутствие этого Образа в мире уменьшает тот, кто не исполняет заповедь плодиться и размножаться, которая придаёт завершённость и исправление всему творению. Второй аспект женитьбы в том, что (как сказано в Талмуде, трактат Кидушин, лист 29) холостой мужчина все дни свои пребывает во грехе («шаруй бе-хет«, [שרוי בחטא] т.е. не имеет средства избавиться от нескромных помышлений).

И в данной ситуации с нееврейской рабыней, которую хозяин даёт своему рабу-еврею, осуществляется только один элемент женитьбы: ведь раб-еврей не может в этом браке исполнить заповедь «плодиться и размножаться» (поскольку дети от рабыни имеют статус матери, а не отца), однако всё-таки пребывает без греха. То есть от такой жены есть польза только ему, а не всему творению (и поэтому в Торе подчёркнуто: «если его господин даст ему жену«).

раввин Исраиль Зельман