Слово Торы: глава «Микец»

Раби Меир-Симхо («Мешех Хохма») отмечает, что фраза из описания сна фараона «и встали около коров на берегу реки» (т.е. что во сне сначала худые коровы встали около толстых, а только потом проглотили их) не повторена самим фараоном при пересказе сна Йосефу.

«Но несмотря на это, пишет р. Меир-Симха, Йосеф, знавший весь сон благодаря своему пророческому духу (так Даниэль через много лет получит свыше описание сна Навукаднецара — см. «Книгу Даниэля», гл. 2), использовал этот не упомянутый момент сна, и дал рекомендации фараону о том, как организовать работу в первые семь лет во время сытости и огромных урожаев (иначе непонятно, почему вдруг Йосеф, после расшифровки сна начал давать фараону советы о собирании и складировании зерна в первые семь лет).

Именно из этой детали сна — когда и те, и те другие коровы (т.е. и годы сытости, и годы голода — согласно расшифровке сна) стояли рядом на берегу реки, видно, что работу по подготовке вторых семи лет следует вести в течение первых семи (ведь таким образом те и другие годы как бы «стоят рядом»: все семь первых лет постоянно думают и говорят о вторых, во время семи лет сытости идёт постоянная работа ради семи лет голода).

И именно поэтому фараон, видя, что Йосеф знал и использовал в своём разъяснении сна даже то, что сам фараон по забывчивости не упомянул, сказал: «Найдётся ли такой человек, в котором Дух Б-га?!»

раввин Исраиль Зельман