Слово Торы: глава «Микец»

Недельная глава«И брата своего возьмите, и встаньте, и вернитесь к [тому] человеку. И Б-г Вс-сильный даст вам милосердие перед человеком, и пошлёт вам брата вашего другого, и Биньямина…»

Отпуская Биньямина по требованию египетского министра (т.е. пока неузнанного Йосефа), Яаков благословляет сыновей и произносит два Имени Творца: «Э-ль» и «Ша-дай». Рабейну Бехаи приводит из Мидраша, что Имя «Ша-дай» происходит от слова «дай (די)», т.е. «достаточно»: Яаков просит Творца сказать «достаточно» его страданиям (в Мидраше приводится длинный список страданий Яакова). Далее в Мидраше от имени р. Йеошуа бен Леви говорится: «Б-г Вс-сильный даст вам милосердие» — так, как сказано (Теhилим 106): «И даст им милосердие перед пленяющими их» (т.е. в благословении Яакова – намёк на египетское изгнание, которое начнётся в результате путешествия братьев в Египет» «Перед человеком», — это Святой, благословен Он, как сказано (Шмот, 15): «Б-г – Человек (иш — איש) Войны». «И пошлёт вам брата вашего другого» — это десять колен (которые будут изгнаны из Святой Земли ассирийцами перед разрушением Первого Храма), «И Биньямина» — это Йеуда и Биньямин (колена, которые были изгнаны после разрушения Первого Храма)…

Рабейну Бехаи поясняет: «Так разъясняется, что пророк настраивался в своей молитве также и на поколения собирания изгнаний, когда Б-жественное Присутствие пребывает с нами в изгнании и соединяется с [качеством] Милосердия… То же, что Творец называется тут «человек», находим и в Мидраше на «Песню Песней», где слово «Эшколь (т. е. «гроздь»)» разъяснено как сокращение выражения «иш ше-hаколь бо», «Человек, что всё – в Нём».

Кажущееся странным для нашей Традиции совмещение понятий «Б-г» и «человек» должно правильно трактоваться. Слово «иш», переведённое как «человек», имеет другое, не менее популярное значение: «мужчина». И именно в смысле «мужского начала», «Дающей Руки» это слово употребляется в отношении Вс-вышнего. И два Имени Творца, произнесённые Яаковом в начале благословения, как раз и означают приведение в готовность этой «Руки Дающего»: они выражают первый и последний из тех шести элементов «мужского начала», которые в свою очередь соответствуют четырём сторонам света, верху и низу. Это и называется у Яакова полным дарованием «Милосердия» со стороны Творца.

Также эти два Имени в числовом значении равны имени «Моше», что намекает на спасение от грядущего изгнания.

Раввин Исроэль Зельман