Слово Торы: глава «Мецора»

В эпизоде главы, где излагается процедура очищения прокажённого, р. Меир-Симха («Мешех Хохма») приводит важное разъяснение общего характера. В Торе сказано (об оливковом масле, которым очищали прокажённого): «И из масла брызнет Коhен на ладонь Коhена левую. И брызнет Коhен пальцем правой [руки] из масла, которое на ладони его левой [руки], семь раз перед Б-гом».

Раби Меир пишет: «Правая (ямин - ימין) названа в честь Мудрости и Закона, появляющихся у человека благодаря усилению интеллектуального [начала]; левая (смоль - שמאל) – в честь сил человеческих природных, его страстей и необходимостей. Поэтому сказали (Талмуд, Санhедрин, 107): «Дурное стремление (йецер - יצר), ребёнка, и женщину пусть всегда левая отталкивает, а правая приближает». Дурное стремление – это страсть, ребёнок – это природное, женщина – необходимое (как приводится в Талмуде, Йевамот, 63: «Человек приносит пшеницу – будет грызть зёрна? Приносит лён, будет одеваться в необработанный лён? Выходит, что женщина просвещает его глаза и ставит его на ноги…»); и предписано переносить всё это от стороны необходимости в сторону Мудрости и Торы (р. Меир оригинально трактует известный отрывок Талмуда, говорящий, кажется, просто о воспитании себя и домочадцев: оказывается, там сказано о постоянном приближении упомянутых трёх элементов к «правой стороне», т.е. к их интеллектуальному управлению и осмыслению).

И поскольку в Йом Кипур силы страстей и необходимостей очень ограничены, человек – как ангел, отстранённый от материального (еды, питья, интимных отношений), обнаруживаем, что левая рука участвует в искуплении грехов (Коhен имел право работать левой рукой в Йом Кипур, как установлено в Талмуде, Менахот, 25), и это служение левой стороны невозможно унизить, объявить недостойным из-за упомянутой ограниченности «левой» стороны.

И даже в течение года левая рука Коhена иногда включалась в служение – как тут, при очищении прокажённого. И это объясняется тоже тем, что Коhен был всегда отделён от многого: ел в чистоте Труму (специальная еда – приношения для коhенов), был ограничен в связях с многими разрешёнными остальным евреям женщинами (коhену запрещено жениться на разведённой, на прозелитке, на женщине, имевшей интимные отношения с кем-то, за кого ей запрещено выйти замуж), поэтому его левая рука не портила служение.

раввин Исраиль Зельман