Слово Торы: глава «Матот»

Недельная главаВ начале главы приведены законы обещаний и клятв: «И говорил Моше главам колен (матот - מטות) для сыновей Израиля, говоря: «Эта вещь (зэ hа-давар - זה הדבר), которую приказал Б-г: человек, когда даст обещание Б-гу или поклянётся клятвой, чтобы запретить [что-либо] себе, [пусть] не осквернит слова своего: всё, что выйдет из уст его, исполнит».

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») комментирует данную формулировку: «Знай, что всегда, когда в Торе написано «эта вещь», говорится о чем-либо временном (т.е. не о приказе на вечные времена): так сказано о выпадении Мана (закончившегося через 40 лет), о посвящении семьи Аарона в священники (это происходило, как понятно, лишь однажды), о Строительстве Переносного Храма (в дальнейшем заменённого на постоянный Храм в Йерушалаиме). И из этого доказывается в трактате Бава Басра (120 лист), что в следующей главе запрет на браки между коленами, не допускавший переход наделов из колена в колено, был временным (там тоже сказано: «Эта вещь, которую приказал Б-г»).

И только с законами обещаний и клятв неясно: почему используется та же формулировка (ведь эти законы даны на все времена)?

Чтобы разъяснить это, следует вспомнить, что одной из главных причин греха евреев с моавитскими девушками было чужое, нееврейское вино, которым девушки угощали евреев. Т.е. в тот момент сказалось, что ещё не был введён запрет пить такое вино. Именно из-за этого (сразу после истории с моавитянками и последовавшего за этим мора в народе) Моше передал главам колен приказ – брать на себя побольше запретов и ограничений, — прежде всего, связанных с употреблением вина.

Поэтому в начале главы сказаны слова «эта вещь», традиционно указывающие на временный характер закона: ведь как только был введён талмудический запрет на нееврейское вино, надобность в большом количестве обетов, запрещающих вино, отпала (кошерное вино, т.е. изготовленное евреями, не приводит к вышеупомянутым межнациональным связям и бедствиям).

Раввин Исроэль Зельман