Слово Торы: глава «Лех леха»

Недельная глава«И услышал Аврам, что пленён брат его, и вооружил воспитанников своих, рождённых в доме его – триста восемнадцать [человек], и преследовал [врагов] до Дана».

Рабейну Бехаи цитирует и разъясняет известный отрывок из Мидраша: «В Мидраше сказано, что «это – Элиэзер (раб и управляющий в доме Авраама), чьё имя в числовом значении – триста восемнадцать». Т.е. согласно Мидрашу написанное в Торе лишается простого, прямого смысла и становится загадкой, указывающей на участие Элиэзера.

Почему же мы должны отказываться от прямого смысла стиха? Ведь в нём прямо написано, что Аврам собрал «воспитанников», которых было «триста восемнадцать» (а не одного Элиэзера)!

А дело в том, что количество домочадцев Авраама, сидевших за его столом, было действительно таким, однако, выходя на войну, Авраам уменьшил и ограничил их (рикнан — רקנן), поскольку победу приносит заслуга, а не количество людей.

Поэтому Авраам приказал, чтобы домой с войны ушли все грешники – согласно закону Торы, как сказано (Дварим, 20): «Кто человек боящийся и мягкосердечный – пойдёт и вернётся домой» (и, по мнению р. Йоси hа-Глили в Мишне трактата Сота, гл. 8, это сказано о «боящемся своих грехов»). И таково употреблённое в Торе слово «и вооружил (ва-ярек — וירק)», означающее и вооружение, и ограничение (от слова «рак», т.е. «только»).

И когда они ушли, Авраам обнаружил, что остался с Элиэзером вдвоём (т. е. перевод стиха, по Мидрашу, получается такой: «и ограничил (т.е. оградил от участия в войне) воспитанников своих, рождённых в доме его – триста восемнадцать человек»).

 Простое и точное разъяснение Мидраша в очередной раз показывает, что успех зависит не от количества, а от качества помощников и учеников. И так же, как Моше, оказавшийся в абсолютном меньшинстве против Кораха; как царь Давид, который с шестьюстами сторонниками противостоял всему народу, взбунтовавшемуся под руководством Авшалома; как царь Хизкияу, имевший заметно меньше последователей, чем Шевна; как раби Акива, похоронивший 24000 учеников, и оставшийся с пятью, праотец Авраам констатировал, что его единственный настоящий помощник стоит всех удалившихся трёхсот восемнадцати. 

Раввин Исроэль Зельман