Слово Торы: глава «Лех Леха»

Недельная главаМесто в Торе: Книга Берешит (Бытие), гл. 12, ст. 1 — гл. 17, ст. 27.

Почему она так называется?   В первой фразе главы говорится: “И сказал Всевышний Аврааму — уйди из страны своей…”.

Уйди на иврите — лех леха.

Обсуждение главы Лех Леха

1. Почитание родителей: кто освобождается?

В конце предыдущей главы (Ноах) читаем, что Терах, вместе со своим сыном Авраамом, вышел из Ур-Касдима, направляясь в Кенаан. Дошли они до Харана. И поселились там (Берешит, гл. 11, ст. 31).

Наша недельная глава начинается с повеления Всевышнего, который говорит Аврааму: «Иди с земли твоей, и с родины твоей, и из дома отца твоего — на землю, которую укажу тебе. И Я… благословлю тебя, и возвеличу имя твое» (Берешит, гл. 12, ст. 1-2).

Возникает вопрос: зачем Всевышний велит Аврааму идти в Кенаан, да еще обещает за это возвеличить его имя? Ведь тот и так уже направлялся туда по собственной воле, не ожидая награды.

Написано в Шульхан Арухе (раздел Йоре Деа, гл. 240, п. 7): раввин, знаток Торы, если хочет — может оказывать почести своему несведущему в Торе отцу и обслуживать его. Но при этом, следует соблюсти одно важное условие: соседи должны знать, что раввин, оказывающий помощь этому «неучу», приходится тому сыном. В противном случае, это будет выглядеть, как неуважение к Торе. Поэтому там, где жителям неизвестно о родственной связи этих двух людей, знатоку Торы нужно отдалиться от дома своего отца, чтобы не принизить величие Торы.

В Ур-Касдиме все знали, что Авраам — сын Тераха. Поэтому, хоть Терах и был заблудшим идолопоклонником, Авраам мог помогать ему, не опасаясь за «имидж» Творца. Но когда они прибыли в Харан, ситуация — изменилась. Жители Харана не знали о родстве Авраама и Тераха. Поэтому Всевышний велел Аврааму отдалиться от отчего дома. Как сказано: «Иди… из дома отца твоего».

Действительно, жители Харана могли не знать, что Авраам — сын Тераха, но тогда они не знали и того, что Авраам — мудрец и знаток Торы. Следовательно, Аврааму можно было оказывать уважение отцу, не страшась, что от этого может пострадать «репутация» Торы.

Но Всевышний собирается возвеличить имя Авраама. И тогда все узнают, что Авраам — знаток Торы. Поэтому важно, чтобы он отдалился от дома Тераха.

Написано в Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 39), что Авраам в ответ на приказание Всевышнего покинуть отчий дом, выразил некоторые сомнения, полагая, что люди будут говорить о нем, что, мол, этот праведник бросил престарелого отца и ушел. На это Творец ответил ему: «Иди! Я освобождаю тебя от обязанности почитать отца, ведь Я ускорил его смерть».

Об этом в Торе читаем: «И умер Терах в Харане» (Берешит, гл. 11, ст. 32).

Почему же Всевышний освободил Авраама от выполнения заповеди о почитании отца?

В Талмуде (трактат Кидушин, лист 33) Учителя разъясняют детали исполнения данной заповеди. Сын, — говорят они, — должен встать, когда в помещение входит отец. Но — лишь в том случае, если отец и сын находятся на примерно одинаковом духовном уровне. Если же сын намного превосходит в этом отца, вставать перед ним он — не обязан. Потому что заповедь уважения к Торе — важнее заповеди почитания родителей. Но в такой ситуации сыну нужно поселиться подальше от отца, чтобы люди не подумали, что он пренебрегает данной заповедью.

Следует отметить, что пожилого отца следует почитать, невзирая на «регалии» сына. Даже если сын — величайший мудрец Торы, а отец в законах Торы — вообще не разбирается. Ибо в Торе есть и другая заповедь: «Перед сединой — вставай!» (Ваикра, гл. 19, ст. 32). И вместе, эта заповедь и заповедь о почитании родителей — «перевешивают» заповедь уважения к Торе.

Теперь понятно, почему Авраам, излагая Всевышнему свои сомнения, подчеркивает, что его отец — уже в летах.

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) в своем комментарии на книгу Берешит пишет, что слова Торы «И умер Терах в Харане» — не подразумевают физическую смерть. Имеется в виду, что Терах был злодеем. В соответствии со сказанным в Талмуде (трактатБерахот, лист 18), что злодеи еще при жизни считаются мертвыми.

В данном контексте следует понимать и ответ Всевышнего Аврааму — «Ведь, Я ускорил его смерть». Поскольку Терах — злодей, он и при жизни подобен умершему. И, значит, заповедь: «Перед сединой — вставай!» в отношениях с ним — не применима.

В Мидраше (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл. 14) говорится, что по своему высокому духовному «статусу» не Адам, но — Авраам, должен был бы стать первым человеком на Земле, сотворенным Всевышним. Но он родился в своем поколении, чтобы защитить и спасти тех, кто появился на свет до него и после него. Ибо не полученной Свыше, но — приобретенной самостоятельно праведностью, он открыл заблудшим и сбившимся с пути дорогу к исцелению и искуплению.

Почему мы обязаны почитать родителей?

Потому что они дали нам жизнь. Без них мы бы никогда не появились бы в этом мире. И за это нам следует выражать им свою благодарность.

Авраам же поднялся на такие духовные высоты, что мог появиться на свет, как говорят наши Учителя — и без помощи людей. То есть он не нуждался ни в матери, ни в отце. Значит, у Авраама не было обязанности почитать своего отца Тераха.

на основе комментария рава Йоннатана Эйбшица

Команда МЕГ