Слово Торы: глава «Корах»

Недельная главаДатан и Авирам (участники бунта против Моше и Аарона) отвечают на приглашение Моше побеседовать: «Мы не придём! («ло наалэ» — [לא נעלה] — т.е., букв.: «не поднимемся» — выражение, используемое для вхождения, «восхождения» в Святую Землю) Мало вам, что Вы подняли нас из земли, текущей молоком и мёдом, чтобы умереть в пустыне, так будете ещё властвовать над нами?! И не в Землю, текущую молоком и мёдом, привёл ты нас… Неужели глаза этих людей выколешь?! Мы не придём!»

Раби Меир-Симха («Мешех Хохма») комментирует всю фразу противников Моше: «Они чувствовали, что не только всё поколение, но и сам Моше не войдёт в Землю, и поэтому сказали: «Мы не придём!», т. е. все мы, и ты, Моше – тоже: ты вывел из Египта и погубил в пустыне весь народ, а теперь войдёшь в Землю один?! Такой несправедливости Б-г не совершит (и так действительно написано в Мидраше: когда Моше просил Творца разрешить ему зайти в Землю, Б-г спросил Господина Пророков: «Моше! Народ твой – где он?!»).

Правда, в качестве аргумента можно использовать то, что Моше распределял среди евреев наделы на восточном берегу Иордана (на захваченных землях царей Ога и Сихона), т. е. уже начал таким образом распределять наделы в народе, и, если так, то, видимо, продолжит это делать в Святой Земле. На это сказали Датан и Авирам: «И не в Землю, текущую молоком и мёдом, привёл ты нас», — как действительно объясняется в Мидраше Сифри, земли на восточном берегу Иордана не называются «текущими молоком и мёдом», т.е. распределение этих наделов не может считаться началом захвата Святой Земли.

Фраза же о «выкалывании глаз» в конце реплики означает, что только увидев собственными глазами Святую Землю, землю, которая на том, западном берегу реки, можно было бы считать, что захват и распределение наделов начались.  

Отмечаем, что, несмотря на очевидное злодейство, противники Моше имели серьёзную, местами весьма точную аргументацию: воистину, как написано в Талмуде, настоящая ложь не может подействовать без поддерживающей и усиливающей её доли правды. 

раввин Исроэль Зельман